Утилизационное поведение: почему люди с повреждениями мозга автоматически хватают предметы?

Представьте себе ситуацию: человек видит перед собой обычные очки, и вместо того, чтобы просто их проигнорировать или осознанно взять, он автоматически тянется к ним и надевает, хотя свои у него уже на носу или он вообще не нуждается в коррекции зрения. Что это за странное явление? Это и есть утилизационное поведение, особый феномен, который проявляется у людей с определенными нарушениями работы головного мозга, чаще всего затрагивающими лобные доли. Говоря простым языком, это такое состояние, когда человек не может противиться импульсу схватить и использовать любой предмет, который попадает в поле его зрения и находится в пределах досягаемости. При этом действия эти зачастую совершенно неуместны или нецелесообразны в данной ситуации. Давайте разберемся, почему так происходит, и что за этим стоит.

Что такое утилизационное поведение и откуда оно взялось?

Термин «утилизационное поведение» ввел в медицинскую практику известный французский невролог Франсуа Лермит. Он заметил, что у некоторых его пациентов с повреждениями лобных долей головного мозга наблюдается необычная особенность: они словно теряют способность контролировать свои действия по отношению к окружающим предметам. Обычно мы, как взрослые люди, осознанно решаем, взять ли нам ложку, чтобы поесть, или ручку, чтобы что-то записать. У пациентов же с утилизационным поведением этот осознанный контроль нарушен. Для них предмет сам по себе становится неким «спусковым крючком», который автоматически запускает соответствующее действие. Например, увидев расческу, такой человек может начать причесываться, даже если его волосы идеально уложены или у него на голове вообще нет волос.

Ключевая особенность, отличающая утилизационное поведение от обычных импульсивных поступков, заключается именно в этой непроизвольности и несоответствии ситуации. Если здоровый человек может поддаться мимолетному желанию взять что-то из любопытства, то пациент с этим синдромом действует почти рефлекторно, без предварительного обдумывания или намерения. Это происходит из-за серьезного нарушения баланса между тем, что врачи называют «полевым поведением» и «волевым поведением». Полевое поведение – это когда наше внимание и действия полностью подчиняются внешним стимулам, то есть предметам вокруг нас. А волевое поведение – это наш осознанный выбор, наше решение, наше намерение действовать тем или иным образом. При утилизационном поведении полевое поведение берет верх над волевым, лишая человека возможности контролировать свои реакции на окружающий мир.

Как повреждения лобных долей влияют на наши действия?

Чтобы понять, почему возникает утилизационное поведение, нужно немного углубиться в то, как работает наш мозг, особенно его лобные доли. Эти отделы головного мозга, расположенные прямо за лбом, являются настоящим «командным центром» нашей личности. Они отвечают за множество сложнейших функций, которые делают нас людьми: планирование, принятие решений, самоконтроль, способность подавлять нежелательные импульсы, социальное поведение, логическое мышление и даже чувство юмора. Именно лобные доли позволяют нам не просто реагировать на мир, а действовать осмысленно, исходя из наших целей и социальных правил.

Когда лобные доли повреждаются – например, в результате инсульта, черепно-мозговой травмы, опухоли или нейродегенеративных заболеваний, таких как лобно-височная деменция – эти тонкие механизмы контроля дают сбой. Нарушается способность мозга тормозить автоматические реакции и оценивать уместность действия. В норме, если мы видим ручку, наш мозг сначала обрабатывает эту информацию, затем решает, нужна ли нам ручка прямо сейчас, и только потом дает команду руке взять ее. Если же лобные доли повреждены, этот «фильтр» отключается. Мозг пациента с утилизационным поведением словно теряет способность «сказать нет» автоматическому импульсу использовать предмет, который он видит.

Это можно сравнить с тем, как если бы у вас в машине сломался тормоз, и вы не могли бы остановить ее, даже если видите препятствие. Так и с мозгом: предмет становится непреодолимым стимулом к действию. Человек с таким поведением не злонамеренно хватается за чужие вещи или неуместно использует их; это лишь симптом его болезни, непроизвольная реакция, которую он не в силах подавить. Понимание этого крайне важно для родственников и ухаживающих за такими пациентами, ведь часто эти проявления могут быть ошибочно восприняты как капризы или дурной характер.

Проявления утилизационного поведения в повседневной жизни

Утилизационное поведение проявляется не только в автоматическом надевании очков. Примеры могут быть самыми разными и порой достаточно курьезными, но всегда с одним общим знаменателем – неуместностью и отсутствием осознанного контроля. Например, человек может автоматически начать есть из любой тарелки, если она находится перед ним, даже если это чужая порция или он только что поел. Увидев молоток и гвоздь, он может начать забивать их в стену, независимо от того, где он находится – дома, в гостях или в больнице. Другие распространенные проявления утилизационного поведения включают:

  • Автоматическое письмо: Увидев ручку и лист бумаги, человек начинает писать, возможно, бессмысленные каракули или повторяющиеся слова.
  • Использование посуды: Перед пациентом ставят чашку и ложку, и он автоматически начинает мешать воздух в чашке.
  • Одевание: Увидев элемент одежды, например, шляпу, человек сразу же надевает ее, даже если уже носит головной убор.
  • Кухонная утварь: Взяв в руки какой-либо кухонный прибор, например, терку, пациент может пытаться использовать ее по назначению на любом подходящем, по его мнению, предмете.

Эти действия, хоть и выглядят целенаправленными, на самом деле лишены внутреннего намерения и инициируются исключительно внешним стимулом – самим предметом. Пациент с утилизационным поведением не планирует эти действия, он просто реагирует на «приглашение» предмета к его использованию. Это очень важное отличие от обычных ошибок или неуклюжести, которые могут случиться с каждым. В случае утилизационного поведения мозг словно «знает», как использовать предмет, но не «знает», когда это уместно, и не может подавить эту знанию активированную программу действия.

Диагностика и помощь при утилизационном поведении

Диагностика утилизационного поведения обычно проводится неврологом или нейропсихологом. Врач наблюдает за пациентом, а также может проводить специальные тесты, разработанные Франсуа Лермитом. Один из таких тестов заключается в том, что перед пациентом кладут несколько предметов, например, расческу, очки, молоток. Здоровый человек, как правило, просто посмотрит на них или, в лучшем случае, спросит, зачем они здесь. Пациент же с выраженным утилизационным поведением может начать автоматически брать их и использовать, даже без прямой инструкции. Эти тесты помогают выявить характерные нарушения контроля и подтвердить диагноз.

К сожалению, прямого «лекарства» от утилизационного поведения как такового не существует, поскольку оно является симптомом более глубокого повреждения мозга. Однако существуют стратегии, которые могут помочь облегчить жизнь пациенту и его окружающим. Главное – это понимание и терпение. Родственникам и опекунам важно осознавать, что такое поведение не является проявлением плохого характера или непослушания, а следствием заболевания. Среди подходов к управлению утилизационным поведением можно выделить:

  • Изменение окружающей среды: Уменьшение количества предметов в поле зрения пациента может снизить количество «спусковых крючков» для нежелательных действий. Например, держать необходимые вещи в закрытых ящиках или вне зоны досягаемости, когда они не нужны.
  • Отвлечение и перенаправление внимания: Когда пациент начинает проявлять утилизационное поведение, можно попробовать отвлечь его внимание на что-то другое или мягко перенаправить его к более уместным действиям.
  • Простые и четкие инструкции: Поскольку пациенты с повреждениями лобных долей могут иметь трудности с обработкой сложной информации, инструкции должны быть короткими, ясными и по возможности одноэтапными.
  • Безопасность: Важно обеспечить безопасность пациента, убирая потенциально опасные предметы, которые могут быть использованы неуместно и причинить вред.

Понимание утилизационного поведения не только помогает специалистам в диагностике и лечении неврологических расстройств, но и позволяет близким и ухаживающим за пациентами более сострадательно и эффективно взаимодействовать с ними. Этот феномен является ярким примером того, насколько сложны и взаимосвязаны функции нашего мозга, и как незначительное, на первый взгляд, повреждение может существенно изменить привычное для нас восприятие мира и взаимодействие с ним.