Зачем люди лезут в горы рискуя жизнью: что толкает человека на этот смертельно опасный шаг?

Многие задаются вопросом, зачем люди лезут в горы, рискуя жизнью, ведь истории о трагедиях в горах, как, например, недавняя гибель Натальи Наговициной на Пике Победы, не редкость. Каждый год горные восхождения заканчиваются смертельным исходом или исчезновением сотен людей, что заставляет задуматься о причинах такой тяги к опасному приключению. Порой обывателю кажется, что подобное увлечение – это не что иное, как безрассудство, стремление к ненужному риску и даже проявление эгоизма, ведь в случае беды приходится задействовать спасателей, которые сами подвергаются опасности. Действительно, о чем думают те, кто сознательно идет навстречу морозу, ветру, скалам и разреженному воздуху, когда мир вокруг предлагает куда более комфортные и безопасные способы самореализации? Чтобы разобраться в этом глубоком феномене, мы обратились к мнениям специалистов.

В чем видят безумие те, кто никогда не был в горах?

Для многих, кто никогда не испытывал на себе зов вершин, желание идти в горы, рискуя жизнью, кажется абсолютно необъяснимым и даже безумным. Представьте себе: вы открываете интернет, ищете информацию об Эльбрусе или Пике Победы, и натыкаетесь на фотографии, где трупы альпинистов, погибших в разные годы, остаются лежать на склонах. Горы выглядят не как живописные пейзажи, а как настоящее кладбище, усеянное красными флажками памяти. К этому добавляется ужасающее количество мусора, оставленного после восхождений, превращающего когда-то чистые вершины в откровенную свалку. Человек извне задается вопросом, где здесь красота, о которой говорят альпинисты, когда вокруг лишь стужа, ветер, камни, снег и мрачная атмосфера. Что можно искать «для души и сердца» в таком месте, чего ради подвергать свою жизнь и жизни других людей такой опасности? Эти вопросы кажутся вполне логичными, и на первый взгляд никакого вразумительного ответа на них нет.

Диалог с собой: горы как путь к самопознанию

Однако, как объясняет психолог Дарья Заливнова, трагедии в горах – это не повод для осуждения, а скорее повод задать себе глубокий душевный вопрос: что заставляет человека добровольно идти навстречу лишениям и смертельной опасности? По ее словам, это не слепой риск, а высшая форма диалога с самим собой. В нашей повседневной жизни мы часто теряемся под слоем социальных ролей, бесконечной рутины, под давлением информационного шума и ожиданий. Гора, со всей своей суровостью, безжалостно сдирает с нас все эти наслоения, оставляя человека наедине с его истинной сущностью. Это суровый, но невероятно чистый акт самопознания, который позволяет увидеть себя настоящего, без прикрас и масок. Именно поэтому люди лезут в горы, рискуя жизнью, – они ищут предельной ясности.

Когда человек оказывается лицом к лицу с могущественной природой, страх смерти не исчезает полностью, но он трансформируется. Он перестает быть парализующим ужасом и превращается во внутреннее топливо, которое обостряет каждое чувство и переводит восприятие жизни на невероятно высокий уровень. В горах ты не перестаешь бояться, но начинаешь по-настоящему чувствовать, что живешь, каждое мгновение становится осознанным и ценным. Этот опыт настолько интенсивен, что его невозможно сравнить ни с чем в обычной жизни, и именно за этим ощущением полноты бытия многие и стремятся к вершинам.

Психологические мотивы восхождения: зачем люди идут в горы

Психолог Анна Варвянская дополняет, что желание идти в горы – это сложное переплетение внутренних потребностей, связанных с самореализацией. За этим стремлением стоят несколько глубоких психологических мотивов.

Во-первых, это поиск смысла и экзистенциальных переживаний. Многие ищут глубинные переживания, которые помогают им понять свою сущность и место в мире, а также преодолеть внутренние границы. Восхождение в горы становится метафорой борьбы с собой, с непокорной природой и с неизведанным. Это дает ощущение высшей значимости и внутренней трансформации, меняя человека навсегда.

Во-вторых, горы удовлетворяют потребность в преодолении и самореализации. Вершины требуют огромных усилий, терпения, мужества и невероятной силы воли. Для многих альпинистов это способ подтвердить свою физическую и психологическую стойкость. Восхождение – это не просто физическая задача, но и колоссальный психологический вызов, позволяющий почувствовать себя героем, преодолеть свои страхи и внутренние ограничения, доказать себе и миру свою способность справиться с невозможным.

В-третьих, осознанный риск становится способом борьбы со страхами и внутренним хаосом. Выбор опасных маршрутов и восхождений – это не бездумность, а способ управлять своими страхами, научиться контролировать тревогу и развивать психологическую устойчивость. Достижение вершины становится актом полного контроля над ситуацией, над своим телом и духом, что приносит глубокое удовлетворение.

В-четвертых, это желание оставить след и стать частью истории. Этот мотив связан с фундаментальной потребностью в признании, уважении и ощущении своей значимости. Покоряя вершины, альпинисты стремятся запечатлеть свое имя в истории, стать частью элитарного сообщества и получить признание за свои достижения.

Наконец, пятым мотивом является поиск уникальных переживаний и избегание рутины. Рискованные восхождения – это мощный способ вырваться из монотонности повседневной жизни, получить такие эмоции и ощущения, которые невозможно испытать нигде больше. Это акт поиска исключительности и уникальности, стремление прожить жизнь максимально полно и ярко.

Горы как поле для гендерной борьбы

Существует и еще одна, менее очевидная, но очень важная причина, по которой некоторые люди лезут в горы рискуя жизнью, особенно это касается женщин. Дмитрий Деулин, декан факультета «Экстремальная психология» МГППУ, отмечает, что некоторые исследования женской мотивации в скалолазании указывают на преодоление традиционных гендерных ролей. В патриархальных обществах женщины таким образом отстаивают свое право на так называемые «мужские увлечения» и ломают устоявшиеся стереотипы и предрассудки. Участие в экстремальных видах спорта компенсирует проблему отсутствия равноправия с мужчинами и позволяет психологически смягчить доминирование мужчин в различных профессиональных сферах, даруя женщинам чувство силы и независимости.

Этическая сторона риска: бремя для спасателей

Многих людей сильно возмущает не только личный риск альпинистов, но и то, что их увлечение зачастую подвергает опасности других. В случае с Натальей Наговициной, например, пострадали спасатели, а один итальянский альпинист даже погиб, пытаясь помочь. Дарья Заливнова признает, что вопрос об этике риска и бремени для спасателей является одним из самых сложных. Однако она считает, что его следует адресовать не только альпинистам, но и всему обществу. Мы часто поощряем и романтизируем достижения, но редко готовы принять высокую цену, которую за них платят.

Профессиональные альпинисты и спасатели – это особое сообщество людей, которые «говорят на одном языке». Они прекрасно понимают степень осознанного выбора каждого из них. Их негласный кодекс строится на максимальной подготовке, тщательном расчете и взаимной ответственности, чтобы свести риск к минимуму. Считать, что они безрассудно бросают вызов судьбе, означает не понимать самой сути этой сложной и многогранной культуры, где каждый шаг тщательно продумывается, а взаимовыручка является краеугольным камнем. Они не просто рискуют, они профессионально управляют риском.

Исцеление через восхождение: возвращение к боли

Вопрос о том, почему Наталья продолжила восхождения после гибели мужа, особенно остро задевает чувства людей. Некоторые предполагают, что это было проявлением душевного расстройства, поиском смерти, чтобы воссоединиться с любимым. Однако Дарья Заливнова предлагает иную, более глубокую перспективу. В данном случае психология тесно переплетается с философией. Для травмированного сознания возвращение в место глубочайшей боли – это не мазохизм. Это мощнейший акт исцеления и продолжение прерванного диалога. Это попытка не убежать от боли, а принять ее, сделать частью своей личности, найти новый смысл там, где старый был разрушен. Возможно, в горах оставалась часть души ее любимого человека, и новое восхождение для нее было не вызовом смерти, а актом высшей верности – себе, своим принципам, а также памяти о муже и их общей любви к горам. Это способ пережить горе и найти силы жить дальше, не отказываясь от того, что связывало их.

Горы: не побег от жизни, а побег к ней

В конечном итоге, зачем люди лезут в горы рискуя жизнью? Дарья Заливнова подытоживает, что горы не притягивают безрассудных. Они магнитом тянут тех, кто ищет абсолютной ясности, тишины внутри себя и того редкого состояния, когда тело, разум и дух работают в идеальной гармонии для достижения единой цели. Это не просто побег от рутины или проблем, это не проявление безответственности. На самом деле, это побег к жизни – к ее самому полному, самому чистому и самому подлинному проявлению. В экстремальных условиях горы дарят человеку возможность испытать себя на прочность, обрести истинную ценность каждого вздоха и почувствовать себя по-настоящему живым.