Женская инфибуляция, также известная как калечащие операции на женских половых органах, представляет собой ритуальное частичное или полное удаление внешних женских гениталий без медицинской необходимости. Эта практика широко распространена в различных регионах мира, включая отдельные страны Африки, Азии и Ближнего Востока, а также среди иммигрантских сообществ, где такая процедура является нормой. По данным ЮНИСЕФ на 2016 год, около 200 миллионов женщин в 30 странах подверглись этой практике, включая значительное число в Индонезии, Ираке, Йемене и 27 африканских странах, таких как Египет, где одна из самых высоких тенденций к этому явлению. Эта проблема также зафиксирована в некоторых регионах России, что подчеркивает ее важность на глобальном уровне.
Процедура обычно осуществляется на девочках в возрасте до 15 лет, чаще всего в период между младенчеством и подростковым возрастом. В некоторых странах, таких как Сомали и Египет, большинство девочек подвергаются обрезанию до достижения пяти лет. Различные формы операции включают удаление клиторального капюшона и головки клитора, а также иссечение внутренних половых губ. Наиболее грубой формой является инфибуляция, когда оба комплекта половых губ частично удаляются, а затем вульва зашивается, оставляя крошечное отверстие для мочеиспускания и менструации.
Корни практики: Гендерное неравенство и контроль над женской сексуальностью
Практика женской инфибуляции глубоко укоренилась в гендерном неравенстве и представлениях о контроле над женской сексуальностью. Многие сообщества рассматривают эти процедуры как способ сохранить честь и чистоту женщин. Родители и родственники, чаще всего женщины, боятся, что незавершенная процедура может привести к социальному исключению девочек. Таким образом, эти операции становятся средством передачи культурных норм и традиций, даже несмотря на их разрушительные последствия для здоровья.
Осложнения и здоровье
Вероятные медицинские осложнения от операции могут включать инфекцию, боль, затруднение мочеиспускания, серьезные родовые осложнения и даже смерть. Исследования показывают, что процесс часто выполняется в антисанитарных условиях и без анестезии, что только усугубляет травмы. Нет никаких известных преимуществ для здоровья, связанных с этой практикой, что делает ее исключительно вредной.
Глобальные усилия по устранению практики
С 1970-х годов были предприняты международные усилия для прекращения практики калечащих операций на женских половых органах, и во многих странах они были признаны незаконными. Однако высокие уровни несоблюдения законов и культурные традиции продолжают поддерживать эту практику в ряде стран. В 2010 году ООН призвала медицинских работников прекратить выполнение всех форм этих операций, включая рефибуляцию после родов и обычные надрезы. Однако противники данной практики сталкиваются с критикой и вызовом со стороны некоторых антропологов, которые ставят под сомнение концепции культурного релятивизма и универсальные права человека.
Терминология и классификация практики
Международное медицинское и правозащитное сообщество отклонило термин «женское обрезание» в пользу более точного «калечащие операции на женских половых органах». Это связано с тем, что первая формулировка может создавать неправильное понимание, что данная практика аналогична мужскому обрезанию, что абсолютно неверно. Масштаб вмешательства и его последствия для здоровья у женщин значительно более серьезны.
Существует несколько классификаций операций, принятых Всемирной организацией здравоохранения, которые делят практику на несколько категорий: от частичного удаления клитора до инфибуляции. Например, первый тип включает удаление только клиторального капюшона или самой головки клитора, в то время как третий тип предполагает серьезные вмешательства с зашиванием.
Географическое распространение
Географически женская инфибуляция преобладает в более чем 30 странах по всему миру, в основном в Африке и на Ближнем Востоке. Например, в Египте закон ограничивает эту практику, однако по-прежнему считается нормой, что показывает высокие уровни распространенности. В других странах, таких как Эфиопия, существуют аналогичные тенденции, где значительное число женщин подверглись подобным процедурам.
В России эта практика также продолжает наблюдаться, особенно в некоторых регионах Дагестана, несмотря на то что законы противобоятся ей. В этом контексте важна работа организаций, направленных на защиту прав женщин и противодействие этой практике.
Причины и культурные аспекты
Причины, по которым сообщества продолжают практиковать Инфибуляцию, различаются, включая убеждения о том, что она сохраняет девственность, снижает сексуальное желание и соответствует религиозным ожиданиям. Исключительное внимание уделяется вопросу «чести» и «чистоты», которые считаются центральными для женственности в этих культурах. Принуждение к обрезанию часто приводит к исключению женщин из социальных кругов, что подчеркивает силу традиций и культурных норм.
Историческая перспектива и современность
Практика женской инфибуляции имеет долгую и сложную историю, начиная с древних цивилизаций, таких как инки, где обрезание клитора было связано с религиозными верованиями. В XX веке операции на женских половых органах применялись в США как методы «лечения» мастурбации у женщин. Сегодня данная практика подвергается широкому осуждению и активной борьбе со стороны правозащитников и международных организаций.
Заключение: Время на перемены
Женская инфибуляция представляет собой не только медицинскую, но и социальную проблему, нуждающуюся в комплексном подходе для ее устранения. Способы борьбы с этой практикой должны включать образование, просвещение и законодательные инициативы, направленные на защиту прав женщин и изменение восприятия культурных норм. Ключевым аспектом является вовлечение местных сообществ в процесс изменений, чтобы задействовать традиционные структуры и убрать препятствия к свободе выбора для женщин. С пониманием и уважением к культурным особенностям, можно стремиться к значимым переменам, которые позволят женщинами жить без страха и ограничения их прав.