Классическая музыка — понятие обширное. В основном, так называют произведения, прошедшие испытания временем. В более узком смысле, это музыка Гайдна, Моцарта и Бетховена, которых называют венскими классиками. Давно известно мощное влияние музыки на организм и эмоциональную сферу человека. Существует масса научных исследований, посвященных этому вопросу, а люди просто используют любимые мелодии для преодоления депрессии, успокоения или комфортного засыпания.
Дети более восприимчивы к любому эмоциональному воздействию, поэтому на все реагируют острее. Яркими примерами воздействия музыки на ребенка служат колыбельные, потешки и тетешки в народном творчестве. Классическая музыка оказывает более глубокое воздействие, зависящее от частоты колебания звуковых волн и сочетания определенных гармоний. Она способна помогать в росте, развитии растениям, животным и людям.
Классика и эмоции
Дети многое воспринимают на уровне ощущений. Критерием становится оценка «нравится» или «не нравится». Просить объяснений бесполезно, задействованы бессознательные реакции. Но точно известно определенное влияние на психику, уровень внимания и активности, раскрытие творческих способностей именно классических произведений.
Особенно благотворно влияют на эмоциональную сферу детей сонаты, симфонии, увертюры, менуэты и другие произведения Моцарта. Он прожил короткую, но яркую жизнь, наполненную событиями. Не все они были хорошими, на долю композитора выпало много лишений и невзгод. Но не зря его музыковеды называют «солнечным композитором». В его музыке легко уживаются строгость гармонических конструкций, прозрачность фактуры и яркие, чистые эмоции. Поэтому «Маленькая ночная серенада», «Колыбельная», рондо, медленные части сонат и симфоний так полюбились детям.
Произведения Гайдна просты по структуре, гармоничны, в них преобладают мягкие созвучия, почти нет резких динамических контрастов. А вот Бетховена воспринимают не все. Он стоит на рубеже классического и романтического стилей, больше бунтарь, чем созерцатель. Хотя и у него есть своеобразное чувство юмора, прекрасно выраженное в рондо «Ярость по поводу утерянного гроша».
Пробуждение и развитие эмоциональной отзывчивости под воздействием классической музыки ведет к развитию образного мышления, улучшению качества моторной, зрительной, слуховой, ассоциативной памяти, ее устойчивости.
Навык игры на музыкальных инструментах влияет на математические способности и аналитическое мышление. Доказано, что вместе с повышением исполнительского мастерства развиваются способности к счету, сложным многоступенчатым вычислениям, нахождению нестандартных вариантов в решении задач.
Классика и здоровье
Музыкальная терапия применяется наравне с дыхательными гимнастиками и воздействием ароматов. Специальные детские аранжировки популярных классических произведений выполнены с учетом особенностей детской психики. Там слегка приглушены басы, сглажены динамические контрасты, иногда изменен инструмент, ведущий главную партию. Эти варианты прекрасно подходят для нормализации сна ребенка, снятие излишней активности.
Характер музыки напрямую влияет на скорость сердечных ритмов, глубину дыхания. Лечение пением и слушанием классических произведений лечат все формы заикания, дыхательные спазмы, нормализуют мозговую активность при отставании в развитии.
Возможна даже небольшая корректировка характера ребенка. Застенчивым поможет раскрепоститься бравурная мелодия марша, а гиперактивных успокоит протяжная кантилена медленных частей сонат и симфоний. Классика помогает преодолеть страхи, замкнутость, облегчает лихорадочные состояния, помогает легче переносить простудные заболевания.
При выборе произведений ориентируйтесь на предпочтения ребенка, ищите с ним общий язык, обсуждайте прослушанное, налаживайте взаимопонимание. Классическая музыка станет общим увлечением, приносящим не только эстетическое удовольствие, но и вполне ощутимую практическую пользу для здоровья и развития малыша.