Вера в справедливый мир: опасная форма ухода от ответственности

Вера в справедливый мир — глубокое и необоснованное убеждение индивида в том, что происходящие с человеком процессы закономерны, объективны и заслуженны. Поиск взаимосвязи между личностными характеристиками людей и последствиями, с которыми те столкнулись. Хорошего человека Всевышний награждает, плохого наказывает.

На первый взгляд вера в справедливый мир выглядит как надежда, попытка избежать действий со своей стороны, отказ от преступления в отношении негодяев,так как они всё равно получат своё. При этом происходит и снятие с себя ответственности за собственный успех, потому что существует мнение, что главное быть порядочным человеком и тогда Бог обязательно даст всё самое хорошее. Если не даёт, значит не пришло моё время или судьба такая. Но на практике ситуация ещё хуже.

Почему вера в справедливый мир ошибочна?

Начнём с того, что это когнитивное искажение, что сумел доказать Мелвин Лернер. Последовавшие за ним психологи-исследователи неоднократно проводили опыты в которых пытались выяснить, является ли убеждение человека основанным на какой-то достоверной информации. Опросы людей с устойчивой верой в справедливость раз за разом показывали, что никакой доказательной базы не существует.

Слепая надежда, а иногда и вовсе побег от ответственности. Так в одном из экспериментов испытуемым предложили дать оценку личности исходя из вводных данных. Им показывали фотографию и сообщали, что этот человек выиграл крупную сумму в лотерею, после чего просили высказать своё мнение.

И ответ всегда содержал в себе положительные характеристики. Счастливчика воспринимали позитивно. Потому что подсознательно считали наличие успеха посланием Господа и если с кем-то такое случилось, то это очевидно богоизбранный!

Оказалось, людям очень сложно принять информацию о несоответствии характеристик личности с внешними результатами. Как может подонок и негодяй быть счастливым, богатым и успешным? Это было бы несправедливо! В результате психика просто подгоняет одно убеждение к другому и мы получаем ошибочное, необоснованное суждение.

Чем опасна вера в справедливый мир?

Так как наше убеждение в данном случае является когнитивным искажением, то и отношение к объекту будет неверным. Сознание просто не воспользуется критическим мышлением и спровоцирует неадекватные психические процессы, которые запросто могут завести в тупик. Мир перевернётся, чёрное станет белым, плохое хорошим.

Например, в странах с правящим режимом диктатора людям тяжело признать, что ими как куклами крутит жадный, бездарный и лживый подонок. Тогда придётся согласиться с тем, что ты совершил огромную ошибку и просто превратился в раба, которого один мелкий человечек использует в своих целях. Во избежание столкновения с реальностью люди опираются на веру с справедливый мир и убеждают себя в том, что власть тирана совершенно справедлива и заслужена. Он богоизбранный!

Одновременно с возведением диктатора на трон эти люди проявляют агрессию в отношении жертв. Так как они убеждены, что происходящее вокруг является закономерностью, то наравне с властьимущими справедливым им кажется и мучение обездоленных. Каждый получает то, что заслужил!

И здесь мы наблюдаем два негативных эффекта. Первый — виктимблейминг. Отношение к жертве всегда резко отрицательное. Изнасиловали девушку в парке? Сама виновата, нечего было вечером там ходить. Человек страдает от ожирения? Меньше надо жрать. Застрелили предпринимателя? Значит не поделился или обокрал кого. Семья погибла в ДТП? А куда так гнали, там колея на дороге, внимательнее нужно быть!

Людям просто тяжело признать несправедливость. Неужели можно вот так вот глупо погибнуть на дороге, потому что нерадивые чиновники распилили бюджет и украли средства, которые должны были пойти на качественный асфальт? Не может быть такой несправедливости, если конкретно эта семья погибла, значит водитель сделал что-то не так, поэтому сами виноваты.

Как можно поверить в то, что хороший человек просто сгорел от рака за считанные недели? На самом деле она была сплетницей и мужу изменяла, за это её Бог и наказал. Всё возвращается, за все грехи придется ответить. Болезнь к нормальному человеку с бухты барахты не пристанет!

У богатых отобрали всё имущество? Справедливо, значит они это украли и вообще нужно делиться, это же всё за счёт нас получено! На самом деле человек просто боится признать тот факт, что живёт в криминальной среде, где защита прав собственности отсутствует как таковая. Любого могут ограбить и сделать с этим ничего нельзя, поэтому лучше убедить себя в том, что произошло именно то, что жертва заслужила.

Второй — стигматизация. Так как психика подгоняет имеющуюся о человеке информацию под веру в справедливый мир, мы часто вешаем ярлыки не задумываясь. Это работает в обе стороны. Например одни слепо верят в величие человека, который занимает высокую должность, привлекательную внешность и обладает богатством. Поклоняются, подчиняются, признают авторитет.

Другие наивно полагают, что все красивые и богатые люди вскоре будут за это наказаны, потому что в мире всё гармонично и избыток ресурсов скоро будет перераспределен. Следовательно подсознательно избегают развития, чтобы не стянуть на себя лишнего, ведь справедливость в их понимании это равенство. А если мир справедлив, то у меня всё равно отнимут излишки.

В результате такие люди тянутся к тем, кто выглядит сильным. Приклоняются перед успешными, считая их посланниками Бога. А всех несчастных презрительно избегают, так как уверены — они заслужили свои страдания. Если бедный, то дурак. Если подвергся пыткам, то было за что. Если заболел, то наказан Всевышним.

Вместо итога

Психологи долго пытались выяснить истинные причины веры в справедливый мир. Создавали опросы и проводили исследования. Каждый по своему описывал справедливость и все по разному объясняли мотивы своих убеждений. Но было и то, что объединяло всех людей с подобными взглядами.

Они тревожные и не видят в себе сил для изменения ситуации. И здесь парадоксальным образом справедливость в их словах меняет свою суть. Чужой успех они считают Божьим даром, то есть не сам человек заслужил, а получил от Всевышнего. А вот чужие неудачи тесно связывают с личностью. Ты как-то не так себя вёл и за это был наказан.

Когда мы сталкиваемся с нечеловеческой жестокостью, психика требует детализации. Почему с этим человеком такое случилось? Что сделать, чтобы избежать страшной участи? Я нахожусь в опасной среде? Мне убегать, прятаться или нападать?

По этой причине происходит обесценивание. Нам проще принять информацию о том, что это единичный случай, не имеющий отношения лично к нам. На парня напали хулиганы и убили, это жутко, но он ведь когда-то сам сидел за кражу, вот карма и настигла. На улице безопасно, просто нужно быть нормальным человеком, неоправданная агрессия в мой адрес не случится, если я не сидел за кражу.

Глядя на тех, кто добился успеха, нам больно это принимать. Если у самих ничего не получается и все попытки тщетны, то требуются какие-то объяснения. Почему эта женщина красива, богата и счастлива в отношениях, а ты почти такая же, но еле сводишь концы с концами, пытаясь залатать душевные раны от брака с абьюзером?

И во избежание чувства вины проще всё свалить на некую справедливость мира, где всё происходящее абсолютно заслуженно и успех не является результатом личных усилий. Его дарует всевышний. А вот трудности и проблемы это уже наказание за действия и поступки.

Бедные, несчастные люди очень часто повторяют — судьба у меня такая. Это и есть нездоровая вера в справедливый мир.  Потому что если восстать против несправедливости, то есть риск столкнуться с сопротивлением. Или как минимум придется поднять попу с дивана, напрячь извилины, что-то делать, создавать, ошибаться и пробовать снова.  Но ресурсов для этого попросту нет.

Бесарте.ру