
ТУ 104 это первый в мире эксплуатируемый пассажирский самолёт на реактивной тяге. Лайнер, ставший гордостью и надеждой советского авиапрома. С 1956 по 1958 он был единственным в своём роде, несмотря на наличие De Havilland Comet и Avro Canada C102 Jetliner, использовался только он. Уже в 1958 США создадут Boeing 707, но в течении двух лет СССР праздновал победу над штатами, правда есть один нюанс..
ТУ 104 как способ утереть нос Америке
Сегодня инженеры сходятся во мнении, что ту 104 был поспешно введён в эксплуатацию, чтобы показать всему миру своё превосходство. Естественно, главным «врагом» было принято считать Америку и конкурировали в основном с ней. Зная о том, что западные соседи готовят запуск Боинга, приходилось торопиться.
Возможно именно спешка привела к тому, что разработкой реактивного лайнера заняться было некогда и для создания конкурентоспособной модели использовали существующий ту-16. Это бомбардировщик, который лёг в основу пассажирского самолёта. Именно у него взяли не только конструкцию, но и почти всё оборудование.
Уже с первых испытаний стало понятно, что машина получилась слишком тяжелая и неустойчивая, что сильно сказывалось на надежности. В воздухе лайнер вёл себя непредсказуемо и часто уходил в раскачку, при этом пилот по большому счёту уже не мог сохранять управление.
Вскоре выяснилось и ещ несколько недостатков. Загруженный самолёт при посадке вёл себя нормально, но в противном случае отказывался идти на снижение, а при касании земли подпрыгивал на стойках шасси. Но и это не представляло существенной угрозы, самое страшное происходило, когда машина набирала большую высоту.
В таких условиях ту 104 просто срывался в штопор и отказывался взаимодействовать с пилотом. Однако данный нюанс решили не озвучивать и первый в мире эксплуатируемый реактивный самолёт начал перевозить пассажиров. Победа наш штатами произошла!
Что не так с ТУ 104?!
Первенство радовало политическое руководство Советского Союза и народ был счастлив. Правда не весь. Были и те, кто видел ту 104 не только по телевизору, но и воочию. Многие сильно пожалели, что доверили свою жизнь первому, но очевидно не лучшему реактивному самолёту в мире. В мае 1958 произошёл серьезный инцидент, положивший начало серии катастроф.
16 мая 1958 года лайнер на высоте 12 000 метров оказался в зоне грозовой активности и не справился с обстоятельствами. Оба двигателя отказали. Обреченные на верную сметь пассажиры уже ничего поделать не могли, но вот пилоты внештатную ситуацию прошли достойно. Они не только сохранили самообладание, но и умудрились посадить самолёт избежав катастрофы. Героизм и профессионализм экипажа остались незамеченными, потому что саму историю с отказавшими двигателями решили замолчать. Никто же не погиб, чего суетиться?!
Прошёл месяц и 22 июня 1958 года с ТУ 104 случилась новая беда. Пилот по фамилии Полбин явно не ожидал, что гордость советского авиапрома на высоте 12 500 метров не справится с восходящим потоком воздуха и полностью откажется подчиняться управлению. Падая камнем вниз лайнер намеревался похоронить под своими обломками всех без исключения пассажиров, но и на сей раз пилот проявил незаурядные способности, буквально «поймав» ту 104а и вернув ей горизонтальное положение. Трагедии вновь удалось избежать и этот инцидент также решили не разглашать.
Быть может инженерам стоило сделать выводы, ведь сам Бог дважды вытащил пассажиров лайнера с того света. Впрочем, специалисты считают иначе — предотвратить гибель помогли навыки пилотов и, вероятнее всего, чуточку удачи. Той самой, которой не хватило экипажу рейса Хабаровск-Иркутск, перевозивших людей на ТУ104а в августе 1958.
На высоте 10 000 метров машина будто взбесилась и ни с того ни с сего резко набрала высоту игнорируя все действия пилотов. Оказавшись на 12 000 метрах гордость советского авиапрома вошла в штопор и начала падение. Сделать ничего не удалось. Спустя несколько часов в тайге будут обнаружены обломки «реактивной тушки» и 64 погибших. Победа над заокеанскими коллегами оказалась пировой..
Боинг взлетел, а ту 104 продолжил падать
26 октября 1958 года после длительных испытаний был произвёдён первый коммерческий полёт Боинг 707. Его совершали авиакомпания Pan American World Airways. До 1991 года будет произведено свыше 1000 таких самолётов. Катастрофы случались и с ним, но было важное отличие — боинги падали по вине пилотов и в результате трагических ошибок, с ТУ 104 же продолжали случаться «чудеса», от которых даже опытный экипаж спасти не мог.
Ровно за неделю до первого полёта Боинг 707 случилась очередная беда. Компания Аэрофлот вылетевшая из Китая использовала для перелёта советскую «тушку», События развернулись 17 октября 1958 года, а на борту лайнера находились граждане разных стран, в общей сложности 71 человек. Экипаж возглавлял Гарольд Кузнецов.
Совершив две промежуточные посадки в Иркутске и Омске, самолёт отправился дальше. Пролетая над Чувашией произошло всё то, что случалось и ранее. Попадание в восходящий воздушный поток, самопроизвольный набор высоты и потеря управления. В одно мгновение машина поднялась с 8 000 до 12 000 метров, уже там Кузнецов понял, что больше не может ни на что влиять, вместе с тем началось резкое падение «тушки».
В условиях мощнейших перегрузок и паники Гарольд Кузнецов успел сообщить диспетчеру всё,что происходит с самолётом. Передал самую суть, чтобы в будущем инженеры понимали с чем работать и какие именно недоработки приводят к катастрофам. Лайнер всё это время находился в вертикальном положении и стремился к земле. Гибель всех пассажиров и пилотов являлась лишь вопросом времени.
Когда до земли оставалось менее 2000 метров Гарольд Кузнецов предпринял последнюю попытку спасти жизни 71 пассажира и 9 членов экипажа, включая его самого. Машину удалось вернуть в горизонтальное положение, но пологое планирование не помогло. Ситуация была слишком сложной и спустя несколько секунд полёт был окончен. Все 80 человек стали жертвами ошибки конструкторов и спешки, которая сделала СССР лидером авиастроения.
Исправление ошибок
Спасти пассажиров от гибели Гарольд Дмитриевич Кузнецов не смог, но он передал важные данные, которые позволили комиссии разобраться в причинах странного поведения лайнера. Недостатки конструкции наконец-то были выявлены и озвучены. Засекретить падение «тушки» оказалось невозможно, так как на нём находились граждане других стран. И власти этих стран хотели знать правду.
Но исправлять недостатки и тем более признаваться в ошибках никому не хотелось. Постановлением ЦК КПСС было принято решение установить правила полёта на ту 104, чтобы избежать катастроф в будущем и при этом не менять текущее положение дел.
Пилотам запретили подниматься на высоту свыше 9 000 метров, заднюю центровку снизили до 26% вместо прежних 30, расширили диапазон углов отклонения руля высоты на 3 градуса, а вдовесок заменили авиагоризонт бомбардировщика на авиагоризонт истребителя. Небольшие доработки должны были полностью исключить трагедии.
Вину за предыдущие падения свалили на пилотов. Авиаконструктор Туполев после проведения всех мероприятий заявил, что самолёт отличный, вы на нём просто летать не умеете. Всех пилотов вынудили пройти обучение, чтобы научиться выводить лайнер из штопора. Ту 104 продолжил летать и падать..
Подвиг Гарольда Кузнецова
Когда стоит выбор между признанием ошибок конструирования и обвинением пилота, проще сделать второе. В СССР не любили сообщать миру о своих недостатках, поэтому вручать Гарольду Кузнецову награду за его подвиг не спешили.
Именно он сообщил ценную информацию,благодаря которой были произведены хоть какие-то изменения. Быть может своими действиями он спас сотни жизней, которые могли точно также не выйти из очередного штопора.
Министр гражданской авиации Евгений Логинов подписал указ о присвоении Гарольду Кузнецову звания Героя Советского Союза, но этого так и не произошло. Заслуженную посмертно награду лётчик не получил. Его именем была названа 221-я московская школа, где соорудили посвящённую ему экспозицию. Однако сегодня и её уже нет.
Вместо итога
Можно ли сделать вывод о том, что в Советском Союзе не умели ничего делать и просто замалчивали трагедии в борьбе за лидерство? Можно ли сказать, что Боинг Соединённых Штатов Америки вчистую «переиграл» Ту 104? Конечно же нет. Всё это условности и повод для спекуляций. Семьсот седьмой за годы эксплуатации также пережил множество падений и его конструкция явно не идеальна.
Но нам и дела нет до того, что происходит за океаном. В отечественных «тушках» были изъяны, о которых хорошо знали инженеры. Первые звоночки обошлись без жертв и наверное должны были стать поводом для вывода из эксплуатации лайнера с непредсказуемым поведением.
Погоня за лидерством и желание утереть нос американцам обернулась трагедиями, в которых мы не просто потеряли десятки граждан, но и лишились одного из лучших пилотов тех лет. Гарольд Кузнецов участвовал в ВОВ, совершил 231 боевой вылет, был награжден Орденом Красной Звезды и вернулся в мирную жизнь в качестве пилота гражданских самолётов, где умудрился совершить ещё один подвиг. Но мы о нём, кажется, забыли.