Самые известные картины Леонардо да Винчи

Чего только великий деятель эпохи Возрождения, которого часто с уважением называют просто Леонардо, не успел сделать за свою жизнь. Однако самыми большими его достижениями считаются все-таки успехи в живописи. Какие самые известные картины кисти этого мастера известны сегодня?

Естественно, это «Мона Лиза» написанная маслом. Сегодня хранителем этого шедевра является луврский музей, однако он, безусловно, принадлежит человечеству. До недавнего времени считалось, что это портрет жены Франческо дель Джоконде, почему у картины было и второе название — Джоконда. Однако историки искусства подвергли эту версию сомнению, поэтому теперь в просвещенных кругах считается, что доподлинно неизвестно, что же за женщина изображена на этой картине.

А вот «Дама с горностаями», нашедшая приют в Кракове, — это Чечилия Галлерани, запечатленная в возрасте семнадцати лет. Леонардо сделал ее колдовски прекрасной с помощью всего лишь одной детали — улыбки. Сама ее поза статична, но внутреннее движение души ощущается очень легко.

«Тайная вечеря» — это, строго говоря, не картина, а фреска, но не упомянуть ее среди шедевров да Винчи было бы преступлением, ведь ценители искусства часто приезжают в Милан только для того, чтобы взглянуть на нее. К сожалению, на сегодняшний день от нее уже почти ничего не осталось — сказалась и непрочность краски, и залитие стены, и несколько неудачных реставраций.

К тому же храм, в котором она создана, был превращен в конюшню, что отнюдь не способствовало сохранению прекрасного образца ренессансной живописи.

Картина «Мадонна с цветком» написана совсем молодым да Винчи, который только закончил обучаться живописи и жаждал попробовать свои силы в самостоятельном творчестве. Судьба ее очень интересна — с восторгом принятая публикой, она была потеряна в шестнадцатом веке.

И только триста лет спустя вновь найдена благодаря странной случайности: бродячая итальянская труппа продала полотно астраханскому купцу Сапожникову, у которого его и увидел супруг внучки этого самого купца. После множества перипетий полотно оказалось в санкт-петербургском Эрмитаже да там и осталось.

Восхитительная «Леда с лебедем» — еще один живописный эксперимент Леонардо, который воплотил в ней не только художественный, но и сугубо научный интерес к женскому телу, на которое он смотрел не вожделеющим взглядом мужчины, но внимательным взглядом исследователя. Это ощущается при первом же взгляде на полотно, хранящееся сейчас во Флоренции.

А вот «Мадонна в гроте» — это чистое искусство во всей его полноте. Она создавалась для церкви Сан Франческо Гранде, где и хранилась до тех пор, пока не была перевезена в Лувр. На ней можно проследить, как да Винчи решил давно занимавшую его задачу о том, как гармонично вписать человеческую фигуру в пейзаж.

Зато у «Иоанна Крестителя», который также выставляется в Лувре, фона фактические нет. Это ироническое и даже несколько двусмысленное полотно, которое считается самой новаторской из всех работ художника. Дело в том, что именно в ней он воплотил те поиски выражения чувств человека, которые так занимали его душу исследователя. В то же время нельзя не отметить чувство неловкости, которое вызывает фигура Крестителя, было ли это замыслом да Винчи или нет — уже навсегда останется тайной.

С тайной же связан и «Портрет музыканта» — до сих пор доподлинно неизвестно, действительно ли он написал именно Леонардо. С учетом того, что он реставрировался и переписывался, установить авторство уже очень и очень сложно, но большинство историков искусства включают этот портрет в перечень работ экспериментатора.