Многие родители замечают, что дети начинают плохо учиться именно во втором классе. Этот феномен давно известен. Обусловлен он и переломным возрастом ребенка, и тем, что именно через год после начала школы программа серьезно усложняется. Школьник, который в первом классе показывал идеальные результаты, во втором начинает получать низкие отметки.
Еде один момент связан с тем, что в первом классе часто не существует как таковых оценок — детям рисуют облачка, солнышки, звездочки и другие символы, которые заменяют цифры. А вот во втором классе отметки становятся полноценными, из-за чего система становится более жесткой и четкой.
Важно понимать, что в такой сложный для школьника период родители должны взять ситуацию под свой контроль. Если ждать, что второклассник самостоятельно со всем разберется и начнет учиться, ничего не произойдет. Многие ребята вообще перестают записывать домашние задания и выполнять их — в результате они учатся все хуже и хуже. В третьем, четвертом и последующем классах с этим будет справиться сложнее.
Что нужно делать родителям, чтобы второклассник стал учиться лучше
Демонстрировать положительный собственный пример. Важно, чтобы дома всегда было организованное пространство — рабочие места отделялись от мест отдыха, было убрано и аккуратно. Должно быть ощущение собранности. При этом важно, чтобы родители сами были заняты делом — если ребенок видит, что взрослые смотрят сериалы, развлекаются и только отдыхают, ему будет сложно сосредоточиться на своих задачах.
Всегда делать уроки вместе. На таком этапе это необходимо: перепроверять заданное (можно использовать общий чат с родителями), контролировать выполнение, объяснять сложные темы. Важно быть очень терпеливым и доброжелательным. Если вы будете нервничать, раздражаться или ругаться, ребенок будет бояться совместной работы над домашними заданиями — это только усугубит ситуацию.
Отделять личность от оценок. Второклассники очень часто переносят восприятие оценок на свою личность: «Я получил двойку, потому что я плохой, глупый». Давайте понять ребенку, что он хороший, любимый, что вы им гордитесь и восхищаетесь, а двойка — это временная трудность.
Объясняйте, что двойку можно исправить, если приложить больше стараний, если разобраться в вопросе. Очень важно не сформировать у школьника страх перед низкими оценками, иначе у него начнет снижаться концентрация, интерес к учебе.
Сравнивать ребенка только с ним самим в прошлом. Можно сказать: «Ничего страшного, что у тебя двойка, ты просто немножко не дотянул, не доучил. Помнишь, у тебя за прошлую контрольную было четыре балла? Значит, ты можешь написать лучше, просто нужно больше постараться, давай вместе повторим эти темы».
Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми, со своими успехами в школе, с родственниками и т. д. Он должен научиться видеть динамику собственного обучения, а не чувствовать свою ничтожность по сравнению с кем-то.
Не ставить высокие планки. Вы можете даже не замечать, как навязываете определенный уровень. Не говорите, что вы позанимаетесь и после этого чадо обязательно получит пятерку. Если этого не случился, ребенок сильно расстроится.
Говорите о более высоком уровне, хороших оценках, но не ограничивайте возможности только пятерками. И примите тот факт, что в некоторых предметах сын или дочь могут вообще не быть отличниками — это нормально, в этом нет ничего плохого.
Держать баланс между учебой, дополнительными интересами, развлечениями и отдыхом. Если ребенок получил два балла, это не означает, что он должен следующие несколько дней постоянно сидеть за учебниками, пока не исправит оценку. Сохраняйте обычный режим, чтобы у ребенка не было ощущения, будто его наказывают, лишают его привычных радостей жизни.
Старайтесь делать уроки всегда в одно и то же время — пусть это будет домашним спокойным ритуалом, который ребенок со временем полюбит или просто перестанет относиться к нему с негативом.