Постмортем: зачем в 19 веке фотографировали мертвых людей?

Постмортем это посмертная фотография человека, на которой он изображён как живой. Этот обычай появился в 19 веке и на сегодняшний день такие снимки пользуются большой популярностью у коллекционеров. Широкую популярность постмортем обрёл с появлением первых аппаратов, способных делать фотографии. На снимке был изображён труп, однако с первого взгляда понять это практически невозможно. Как и для чего это делалось, обсудим в этой публикации.

 

Зачем в 19 веке фотографировали мертвых людей?

Желание оставить после себя какую-то память следующим поколениям вполне объяснимо. Сегодня мы с лёгкостью делаем несколько снимков, выбираем удачную фотографию и выставляем в социальные сети. Бесконечно ‘щёлкаем» детей, чтобы в будущем показать им какими смешными и милыми они были. Но в 19 веке ситуация с технологиями была чуть сложнее.

Во-первых фотоаппаратов не было вовсе. Обеспеченные люди пользовались услугами художников, которые писали портреты. Стоило это очень дорого, а ждать завершения работы приходилось месяцами. Средний класс и бедняки не могли себе этого позволить, поэтому о памяти для следующих поколений оставалось только мечтать.

Во-вторых, даже с появлением первого фотоаппарата всё изменилось не слишком сильно. Примерно к середине 19 века качество снимков было довольно высоким, стоимость резко снизилась и с одного негатива можно было распечатать несколько фотографий. Но оставалась главная проблема — длительная выдержка. Человеку приходилось до получаса сидеть (или стоять) неподвижно, а затем могло выясниться, что в самый ответственный момент он моргнул. Всё оказалось зря…

Заставить маленького ребёнка без движений сидеть в течении тридцати минут. задачка со звёздочкой. И всё это приводило к тому, что взрослые решались максимум на одну фотосессию в жизни, а дети вовсе не попадали в кадр. Те не менее желание оставить след в истории никуда не девалось.

Именно в этот момент и возникла идея посмертного фото. Покойник никуда не торопится (неуместный юмор, но пусть будет), он способен провести перед объективом любое количество времени и точно не моргнёт. Закрытые веки не добавляли снимку красоты, поэтому на них художник за пару минут рисовал глаза. Умерший выглядел как живой!

Резюмируем. Фотография была слишком затратным процессом, позволить себе такое могли единицы. Поэтому единственная фотосессия как правило проходило после смерти. Родственники платили за кадр, который хранили как память об ушедшем близком. И этот обычай так сильно распространился, что буквально у каждого второго дома лежал постмотрем. И как правило не один.

Детский постмортем

Особенно жутко смотрелись детские фотографии. В самом начале развития фотоиндустрии родители не сильно заморачивались, им просто очень хотелось сохранить память о своём ребенке. На снимках располагались младенцы лежащие в своих коечках, кого-то клали на пол или стол. Выглядели такие кадры ужасно. Не стоит забывать, что детская смертность в Викторианскую эпоху была невероятно высокой и подобные фото имели очень многие семьи.

Со временем родители начали искать возможности сделать снимок по-настоящему живым и для этого идеально подходил постмортем. Умершего малыша сажали рядом с игрушками, рисовали ему глаза и делали снимок. Многие пошли ещё дальше и ради памятного изображения готовы были полчаса ждать выдержку аппарата, чтобы оказаться в одном кадре со своим ребенком. Покойные малыши были на руках мамы и папы, либо рядом с ними.

Вместо итога

Часто мы не ценим те блага, которые дала нам цивилизация. Развитие технологий превратило рутинные и сложные процессы в незаметные действия. Сегодня «щёлк и готово», а в 19 веке для получения снимка самого себя или своего родственника, отнимало кучу времени и вынуждало совершать ужасно тяжелые поступки. Только представьте каково это, сидеть рядом со своим мёртвым ребенком в течении получаса, держать улыбку или как минимум безэмоциональное выражение лица.

Чтобы вытерпеть 30 минут неподвижного ожидания выдержки фотоаппарата, живые клали руку на плечо покойному. Опирались на него, чтобы было легче стоять. Иногда так делали и без участия умершего, но сегодня суеверные люди не повторяют этого действия, чтобы не накликать беду. Также сегодня нельзя фотографировать спящего, потому что Вселенная может забрать его, посчитав мёртвым.

Постмортем популярен и сегодня. Но рисовать глаза на закрытых веках уже нет необходимости.У каждого из нас есть огромное количество нормальных снимков, сделанных при жизни. Однако отпечаток в сознании людей остался и многие по-прежнему стараются сделать посмертное фото, правда уже без атрибутов прошлого. Кадры покойного в гробу не редкость, только вот они уже не имеют той ценности и значимости, которой наделялись кадры 19 века.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на телеграм канал Кочерыжкин - Психология, там всегда самый свежий и актуальный контент.
Комментарии: 0