Собаки есть сегодня в каждом третьем доме. Их называют друзьями человека, окружают заботой, считают членами семьи. Порядка ста лет назад ситуация была совершенно иной. Животных содержали исключительно в дворах для защиты и охраны жилища.
Даже в самые лютые морозы пускать их в дом запрещалось. Верующие православные причисляли собачек к нечистоплотным существам. В Ветхом Завете можно встретить 30 упоминаний о них. Только два не носят негативного трактования.
Почему собак считали нечистоплотными
Многие животные, в том числе собаки, становились объектами идолопоклонничества в древних Греции и Египте. Существует мнение, что Моисей назвал их нечистоплотными, дабы избавить свой народ от привычки поклоняться божествам.
Не всех «тварей» называли нечистыми. Животные были разделены на две группы. Одних было можно употреблять в пищу, а других – нельзя. Соответственно первые были чистыми, вторые – нечистыми. Для еды человеку подходил всякий скот с раздвоенными копытами и голенями выше ног.
Среди большого количества животных особенное место отводилось коровам, козлам и быкам. Их мясо можно было есть. Если же присутствовало подобное отношение к живности, люди не могли почитать ее к качестве бога. Помимо собак к нечистым относились все ползающие и потребляющие падаль.
Современные ученные соглашаются с правильностью библейского деления. Большинство тварей, названных нечистыми, являются переносчиками опасных заболеваний.
Верующие утверждали, что забота о животных и любовь к ним, не должны отвлекать нравственное сознание человека. Если он раздражается и обижается на других людей, но ласкает пса, то это свидетельствует об ущербности его духовно-нравственной жизни.
Собак нельзя приравнивать к человеку, так как они относятся к низшей иерархии. Христос завещал людям любить ближних, как себя. Животные же не созданы по подобию Божьему. Они могут занимать место только спутника и помощника.
Христианские заповеди нашли непосредственное отражение в жизненном укладе людей на Руси. Они содержали собак во дворах, как правило, на привязи. Им отводилась роль охранников, охотников. В северных регионах эти животные становились ездовыми. Независимо от размера или вида, пускать в дом собак было непринято. Самым серьезным нарушением считалось проникновение псов в помещения со святынями и иконами. Не разрешалось даже святить комнату, в которой он находится.
Объяснить запрет на появление животных в храме можно с практической стороны. Они имели специфическое поведение, могли нарушать тишину и покой, необходимые для молитвы. Собаки, обитающие на улице, не отличались приятным запахом. Перечисленные факторы мешали сосредоточится на общении с Богом.
Отношение древних христиан к собакам
Христиане, жившие в первой половине пятого века, называли предводителя гуннов Аттила порождением женщины и собаки, что показывало их ненавистное отношение.
Евреи считали сравнение с псом самым серьезным оскорблением в свой адрес.
Деньги, полученные за продажу «четвероногого», запрещалось жертвовать в церковь, наряду с теми, что заработаны блудницами.
Слова «собака» и «сука» не зря стали ругательными в русской речи. Еще в древних славянских языках поклонение иноверцев животным называли «песьей верой», то есть лживой.
Современная церковь не запрещает содержать собак. Они могут занимать весомое место в жизни человека. Но последний должен помнить о иерархической лестнице. Нельзя ставить это существо превыше других людей. Запрещается давать псам людские имена, особенно те, что встречаются в святцах.