Христианское учение основано на постулате, что лучше позволить нанести себе более одного удара, чем ударить в ответ. Верующие люди придерживаются этого постулата, однако это вовсе не значит, что все остальные могут и должны отвечать злом на зло.
На самое деле прощение — это более простой и приятный путь, чем кажется. Приводит он к тому, что человек, которому были причинены неприятности или даже нанесен очень большой моральный или физический вред, избавляется от тех суждений, которые он проецирует на другого человека.
После этого достаточно несложно увидеть, что обидчик и агрессор на самом деле несчастен — то ли в силу того, что он запутался в собственных взглядах на мир, то ли по причине недостатка любви, то ли еще из-за чего-то. В любом случае становится очевидно, что безопасность и признание такому человеку очень нужны.
Не зря же говорят, что, протянув руку злому обидчику, мы часто получаем самого верного друга. Все люди склонны к совершению ошибок — и так же всем нужно прощение. Это единственный путь к душевному покою, особенно если речь идет об обиженной стороне.
Таким образом, прощение нужно не столько тем, кто совершил плохой поступок, сколько тем, кому зло было причинено.
Очень часто люди думают, что их злость — чувство вполне оправданное тем плохим поступком, объектом которого они стали. Но на самом деле есть прямая зависимость: чем больше человек осуждает других, тем несчастнее чувствует себя. Таким образом несложно сделать вывод, что если не отвечать злом (причем не обязательно поступком, но и эмоциями) на зло, то жить станет легче.
В том, что касается ответного негативного поступка, вообще все понятнее понятного, стоит только вспомнить исторические примеры кровной вражды. Чего ради целые семьи регулярно истребляли друг друга? Как известно, ненависть порождает только большую ненависть, а смерть — следующую смерть. Зато прощение может прервать это бесконечное кружение и сделать мир куда лучшим местом.
Есть и еще одна причина, чтобы не отвечать злом на зло. Дело в том, что человек, совершивший плохой поступок, из объекта негативного воздействия становится его субъектом, то есть как бы меняется со своим обидчиком местами. И в этом точно нет ничего хорошего.
Последователи же восточных учений выдвигают другой аргумент. Вкратце его можно изложить так: в каждом человеке есть божественная сущность. А плохие поступки и даже чувства эту сущность затмевают, причем чем их больше, тем больше и этой темноты, а значит, в скором времени можно вообще перестать ее ощущать, а значит, и перестать быть духовным существом.
Таким образом, необходимость отвергнуть зло, не отвечая на него зеркальным образом, можно считать общим нравственным правилом, которое не зависит ни от культурных, ни от религиозных различий. Все люди ценят душевный покой, а чем меньше в душе желания отомстить, тем человек, естественно, спокойнее.
Кроме того, человек, отвечающий оскорблением на оскорбление или ударом на удар, уподобляется тому, кто напал первым, а это значит, что он становится похож на злодея или глупца, а это явно не то, что хочется человеку — об этом говорит еще Гете. Пусть себе этот человек пройдет мимо, не оставив никакого следа в жизни. Пусть в душе царит безмятежность и покой.
Конечно, приучить себя к подобному образу мысли непросто, но усилия, затраченные на осознание вышеизложенной истины и применение ее в своей жизни, будут того стоить. Ведь в результате человек станет спокойнее и счастливее, а мир — в целом лучше и гораздо чище во всех смыслах, ведь в нем станет хотя бы немного меньше злых поступков и помыслов.