Парусник мальборо 1890 года: история, предположения, мифы

Рассказы о кораблях-призраках — классика морского фольклора. Одна из легенд повествует о «Мальборо». Парусник совершал рейсы по одному и тому же маршруту — из Великобритании в Новую Зеландию и обратно. Корабль возил в Лондон шерсть и мясо.

В январе 1980 года шхуна покинула новозеландский порт Литтелтон. В среднем обратный путь занимал 3,5 месяца. Выждав все возможные сроки, и так и не дождавшись возвращения парусника, владельцы судна начали искать пропажу.

Согласно полученным из Новой Зеландии сведениям, шхуна прошла технический контроль перед предстоящим плаванием. Никаких неисправностей проверяющие не обнаружили. Спустя двое суток после выхода из порта «Мальборо» встретился с британским кораблем, который шел по встречному маршруту. В последний раз судно было замечено 1 апреля в районе архипелага «Огненная земля».

Несколько раз с целью поиска «Мальборо» из Лондона отправлялись корабли по тому же маршруту. Безрезультатно. Парусник был объявлен пропавшим без вести, а члены экипажа — погибшими.

Предположения

У исследователей вызывал вопрос тот факт, что «Мальборо» следовал не вдоль африканских берегов, а мимо Южной Америки. Что-то заставило капитана сменить курс. Версии происшедшего выдвигалось три:

  1. Столкновение с айсбергом.
  2. Извержение подводного вулкана.
  3. Шторм.

В районе архипелага Огненная земля часто случаются штормы. Кроме того, дно здесь изобилует рифами. В этом районе много опасных течений. Судно могло унести штормом на опасное мелководье, где оно потерпело крушение.

Также в то время, когда «Мальборо» шел обратным курсом, капитаны кораблей, следовавших через Огненную землю по другим торговым маршрутам, отмечали активное движение ледников. Именно столкновение с айсбергом и стало официальной версией гибели парусника. По предположению исследователей, произошло все в районе пролива Френсиса Дрейка, что огибает мыс Горн. Недалеко от этой точки «Мальборо» видели в последний раз, там же была замечена ледниковая активность.

Еще одна версия гласит, что причиной гибели шхуны и экипажа стало извержение подводного вулкана. В окружающую среду произошел выброс ядовитых газов — таких, как монооксид углерода, дициан, циановодород. Члены команды надышались отравленным воздухом и погибли.

Парусник мальборо 1890 года: мифы

В октябре 1913 года о «Мальборо» заговорили вновь. О встрече с пропавшим кораблем поведал капитан судна «Джонсон», следовавшим по маршруту в районе Огненной Земли. По его словам, когда вверенная ему шхуна следовала мимо мыса Горн — в поле зрения членов его команды попал парусник. Судно пребывало в плохом состоянии, вместо парусов на мачтах болтались какие-то обрывки.

Сразу стало ясно, что парусник потерпел бедствие и его экипажу требуется помощь. Была предпринята попытка установить связь между судами. Ответа со стороны команды парусника не последовало. Капитан «Джонсона» дал приказ спустить на воду спасательную шлюпку.

Вступив на палубу найденной шхуны, матросы обнаружили, что доски давно прогнили, и все вокруг заросло плесенью. Члены экипажа были давно мертвы. Их тела высохли и превратились в скелеты. Судовой журнал превратился в труху — но на нем, якобы, удалось различить надпись «Мальборо. Глазго». Груза в трюмах обнаружено не было.

Поскольку приближался шторм, капитан «Джонсона» не смог взять парусник на буксир. Позже вся команда дала показания в британском адмиралтействе, где до сих пор хранятся протоколы допроса.

Этот случай стал известен прессе и быстро стал обрастать слухами. Люди рассказывали, что тела членов экипажа «Мальборо» находились в таких позах, будто занимались каждый своим делом. Один стоял у штурвала, другой делал запись в журнале, двое других играли в шахматы — словно моряки и не чуяли скорую смерть. Далее добавилась подробность, что корабль лишь внешне выглядел потрепанным — а на палубе царила чистота. Так родилась очередная легенда о корабле-призраке.