Международный день защиты детей: почему так важен для каждого человека?

Международный день защиты детей впервые возник в ноябре 1949 года, а затем была назначена единая дата — 1 июня. Праздновать начали с 1950 года и с тех пор ежегодно люди вспоминают о том, что ребенок нуждается в защите не только от природной опасности, хищников и преступников, но порой и от собственных родителей. Примерно в те же годы психологи выделили детей в отдельную группу и приступили к изучению их психики.

Международный день защиты детей почему так важен для каждого человека

Юристы создали свод законов и правил, благодаря которым ребенок не останется на улице и не лишится иных форм безопасности. В ООН опубликовали документ, согласно которому несовершеннолетние имеют право на родной язык, культуру и традиции, их запрещено разлучать с родителями даже во время войн, а условия содержания должны учитывать потребности маленького человека. Несмотря на то, что правила эти соблюдаются крайне редко, сам документ считается крайне важным. Но дальше всех пошли психологи. Об этом и поговорим.

Развитие детской психологии

Долгое время считалось, что дети это маленькие взрослые. То есть они физиологически отстают, но во всём остальном к ним нужно относится как к взрослым. Метод кнута и пряника считался самым эффективным, родители требовали участия в домашних делах, вплоть до ухода за младшими братьями и сёстрами, при этом баловать было категорически запрещено.

Пожалуй самым ярым сторонником такого подхода был знаменитый доктор Спок, который заявлял, что к плачущему ребёнку подходить не нужно, более того, детская кроватка это полный бред. Строгое воспитание с самого рождения полностью противоречит современному взгляду, основанному на теории безопасной зависимости, тем не менее идеи Спока нашли отклик. По сей день мы пытаемся разгрести гору проблем, которая была создана горе-педагогом.

Одним из первых, кто предположил кардинальные отличия детской психики от взрослой, стал Жан Пиаже, швейцарский психолог. Примечательно то, что в начале карьеры он добился внушительных успехов в зоологии, получив докторскую степень. Полагая, что источником знаний является психология он организовал собственную лабораторию и начал изучать интеллект.

Со временем его внимание оказалось приковано к детям. Наблюдая за их развитием Пиаже сделал вывод,что существует четыре категории детства. Сенсомоторная стадия до 2-х лет, дооперационная стадия с 2 до 7, стадия конкретных операция с 7 до 12 и далее стадия формальных операций. Главным критерием развития Жан посчитал приспособление.

Проще говоря дети лишь копируют то, что видят. Учатся решать проблемы с помощью знаний и навыков полученных от значимого взрослого и прочих участников окружения. Позже это утверждение подтвердит великий советский психолог Лев Выготский, разработавший концепцию зоны ближайшего развития (смотрю — делаю с помощью.. — делаю под присмотром — делаю сам).

В современной психологии есть одно любопытное наблюдение. Абсолютное большинство случаев, полагаю свыше 90%, когда родители приводят ребёнка заявляя о его отклонениях в поведении, заканчиваются неутешительными для взрослых выводами. Проблема не в детях, проблема в родителях. Они лишь приспосабливаются к той среде, в которой оказались, используя так называемый импринтинг.

Также Выготский писал о технике «строительные леса», когда ребёнок имея определённую базу знаний получает дополнительные от взрослых и может применить их при решении новых задач. Казалось бы какое это имеет отношение к защите детей? Оказывается, самое прямое, так как главная цель ребёнка заключается в развитии когнитивных навыков и именно их мы чаще всего ограничиваем.

Неважно, пытается он пойти по пути самореализации или учится управлять своими эмоциями, родитель запросто может всё это обесценить, проигнорировать и запретить. Достаточно сказать, что танцы это глупость, для хоккея ты слабоват, плакать нельзя потому что ты мальчик, а девочка не должна злится, чтобы вся последующая жизнь раз и навсегда ушла под откос. Попытки сделать своё чадо удобным и послушным обернутся конформизмом, блокировка фантазий и мечт сформирует мазохистический тип личности, что в конечном итоге приведёт к растоптанной жизни ребёнка.

Самые популярные психо эмоциональные травмы детей

Спасайся,  я тебя люблю! Родители точно желают своим детям всего самого лучшего и пытаются направить на путь истинный. Только делают это не всегда правильно, так как зачастую сами не понимают разницу между «так надо, потому что потому» и «так эффективно».  Из поколения в поколение мы тащим трансгенерационную травму, передавая страхи родителей детям и внукам. Ещё чаще закрываем собственные дефициты за счёт маленького человечка, относясь к нему как к ресурсу. И вот к чему это может привести.

Травма брошенности

Здесь большой привет доктору Споку. Современные исследования показывают, что ребёнок до года не способен отделить себя от мамы даже физически. Короткое её отсутствие вызывает тревогу и страхи, поэтому малыш часто плачет и может моментально успокаиваться, как только мама подошла. Наиболее неблагоприятная обстановка складывается, если девушка покидает своего ребёнка надолго.

Во взрослой жизни такие люди тревожны, не уверены в себе, испытывают сложности выбора. Склонны к зависимостям и постоянно сомневаются. По этой причине в документах ООН сказано, что маленьких детей нельзя разлучать с родителями даже во время военных конфликтов и катастроф. Последствия остаются на всю жизнь.

Травма отвержения

Также называется травмой покинутости. Отсутствие искреннего интереса и той самой зоны ближайшего развития воспринимается как обесценивание и игнорирование потребностей. Родитель физически рядом, но на эмоциональном уровне отсутствует полностью. Мама и папа не спрашивают об эмоциях и переживаниях, не считают проблемы ребёнка серьёзными, высмеивают его наивные представления и выводы. Не находятся с ним в близких отношениях.

С возрастом у человека формируется чувство ненужности. Он не считает свои эмоции и чувства чем-то важным, убеждён, что это никому не интересно. В романтическом союзе будет демонтировать отстранённость, партнёр постоянно будет сталкиваться с висхолдингом.  Замалчивая свои переживания, люди с такой травмой будут тотально игнорировать переживания спутника и затем уже своих детей.

Травма лишения

Также называется «травма несправедливости«. Относясь к своим детям как к собственности мы стремимся воспитывать их по принципу «я знаю как будет лучше для тебя». Но труды Жан Пиаже и Льва Выготского наглядно демонстрируют обратное. Ваш ребёнок это совершенно другой человек, который хоть и развивается по заданному алгоритму забирая от вас знания и навыки, тем не менее имеет свои собственные таланты, желания и стремления. Для вас хоккей может и бред сивой кобылы, но для него это тот род деятельности, в котором он как рыба в воде.

Танцы могут казаться вам полнейшей ерундой, потому что деньги можно заработать только на заводе, а всё это баловство годится лишь для развлечения. Вы постоянно можете толкать ребёнка в то направление, которое кажется вам надёжным, проверенным и правильным. Только одновременно с этим происходит игнорирование индивидуальности, что в итоге заблокирует естественное саморазвитие и самореализацию.

Во-первых такой человек не найдёт себя в жизни, он будет заниматься тем, что ему не нравится. Нелюбимая работа, «бесячая» профессия. Во-вторых он всё чаще будет задаваться вопросом «чего я хочу?». Так не годится, а как надо не понимаю. Начнёт пробовать всё подряд, но найти увлекательное занятие не получится. В третьих сформируется «глухота» к собственному телу. Притупляется чувство усталости, либо человек всегда уставший. Симптомы заболеваний либо не замечаются, либо напротив возникает тревога по поводу каждой болячки. Объяснить что не так и где беспокоит, не удаётся.

Травма предательства

Родитель, применяющий физическое либо эмоциональное насилие это плохо, но его полное отсутствие проблему ментального развития ребёнка тоже никак не решает. Например, девочки выросшие без отца, которые чаще всего с трудом выстраивают личную жизнь. Ждут гарантий, требуют доказательств безграничной любви, ожидают надёжного присутствия и как итог оказываются в лапах абьюзера.

Несколько поколений назад люди были убеждены, что ребенок нуждается исключительно в еде, воде, крыше над головой и физической безопасности от различных угроз. Кашу поел, на печке погрелся, медведь на тебя не нападает, от дождя спасает крыша, чего ещё тебе надо, засранец?!

Но как оказалось надо. Эмоциональная близость. Отец покинувший семью преподносит дочери тяжёлый урок — оказывается самые близкие могут тебя бросить. Ребёнок, по причине слабо развитой психики, ещё не способен адекватно расценить происходящее, для него такая ситуация становится тяжёлым ударом по психике. Она начинает думать, что человек плохой, недостойный любви, ненужный, не важный, поэтому от него и отказались.

Чтобы ничего подобного никогда не повторилось, срабатывают защитные механизмы и травмированная личность отправляется на поиски гарантий. Докажи что любишь, не сдавайся, продемонстрируй готовность оставаться рядом несмотря ни на что. Инфантильная позиция, на которую «клюют» только абьюзеры и мужчины с критически низкой самооценкой, компенсирующие её своим успехом. Добиваются и ухаживают, но к любви это не ведёт.

Травма униженного

Возникновению травмы униженного в большинстве случаев способствует нарциссическая мать. Хотя и отец также может стать причиной. В основе лежат завышенные ожидания (мог бы и лучше!) и резкая смена контекста (то люблю, то моментально презираю, высмеиваю, ругаю). При чём смена настроения всегда происходит неожиданно, её практически невозможно предугадать. Взрослый пытается доказать, что без него ты никто и все твои положительные качества/успехи, исключительно благодаря ему. А всё плохое это твоё личное, из-за того что не слушаешься, бездарный, делаешь не так.

Во взрослой жизни такие люди постоянно находятся рука об руку с чувством стыда. Пытаются доказать значимому взрослому, что на что-то способны. В романтических отношениях демонстрируют избегающие элементы поведения, могут ни с того ни с сего испугаться надвигающегося насилия (просто померещилось) и навсегда убежать от спутника.

С трудом вступают в эмоциональную близость, не умеют доверять, создают условия, при которых будет сохраняться расстояние. Известны случаи, когда девушка придумывала ухажёров или на самом деле заводила любовника, чтобы мужчина чуть-чуть остыл и прекратил сближение. Комфортнее себя ощущают в несерьёзном союзе, где нет никаких обязательств. Например с женатым.

Травмы насилия

Когда-то давно считалось, что физическое наказание является самым эффективным. Если ребёнок ведёт себя плохо, то разбираться в причинах необязательно, порция ремня решает проблему в два счёта. Многие люди, пережившие такое детство, до сих пор так считают. Но психология не стоит на месте и давным давно стало понятно, что ничего кроме виктимного поведения, а также мазохистического типа личности вы не добьётесь. Собственно сторонники ремня в широком смысле слова в 99% случаев к таким и относятся.

Как это проявляется? Чаще всего в отношениях люди ищут нечто подобное. Кто-то раз за разом вступает в союз с абьюзером и терпит насилие, считая это единственно возможным вариантом. По-другому не бывает. Бьёт, но в остальном любит меня. Мне здесь плохо, но есть и хорошие моменты. За любовь нужно бороться, нельзя просто взять и уйти, даже если тебя регулярно унижают, оскорбляют, избивают.

Кто-то пытается занять противоположную позицию. Насилие всегда было есть и будет, тут главное стать не тем кого бьют, а тем кто бьёт! Вот примерно такие убеждения и остаются на всю жизнь. Ощущения безопасности нет, решение конфликтов всегда только силовое, ни на что другое человек не способен. Ничего другого просто нет в его реальности.

Вместо итога

Международный день защиты детей это добрый, летний праздник. Мальчишки и девчонки по всему миру будут участвовать в конкурсах, сценках и мероприятиях с большим количество лимонада. Сегодня можно! На улице будет играть музыка, взрослые с умилением будут смотреть на картинки, декорации, фотографии. Возможно вы поедете в деревню и пожарите шашлык.

Почти никто не задумается над тем, насколько уязвимы маленькие человечки, бегающие в причудливых костюмах и нелепо танцующие под любимые песни. Согласно данным ООН ежегодно свыше 10 000 детей становятся жертвами торговли людьми. Их похитили с различными целями те самые люди, которые 20-30 лет назад также неловко держали в руках бутылочку с соком.

Написанные документы создают иллюзию безопасности, но при очередном военном конфликте тысячи мальчиков и девочек разлучаются с родителями. Их лишают культуры, традиций, родного языка. Но и это ещё не всё. Прямо сейчас в свою квартиру топает очередной ребёнок, держа за руку маму или папу. Дверь в квартиру закроется и мы никогда не узнаем какую травму получит этот малыш. Насколько ментально здоров его родитель и какие методы воспитания он считает правильными. К чертям летят труды Пиаже, Выготского и прочих «психолухов». Я знаю, как будет лучше для тебя!