Любая религия рассказывает, куда после смерти тела отправится человек. А что насчёт животных? Какая судьба ожидает их? Рассмотрим самые популярные версии и теории, которые объясняют куда попадают животные после смерти.
Христианство
В христианстве принято считать, что у зверей нет души в том же смысле, в каком она есть у человека. Но животные (как и вся природа) страдают от грехопадения и неосознанно ждут искупления. Святой Симеон Богослов пишет, что сразу после изгнания Адама Бог изгнал из райского сада и всех тварей, подчинявшихся ему. Животные должны были продолжать служить Адаму в тленности, чтобы потом вместе с ним вернуться в Царство Божие и освободиться от этой работы.
Существует несколько каноничных рассказов и преданий, которые повествуют о том, как святые люди усмиряли диких зверей без каких-либо усилий. Современные богословы считают, что это является подтверждением стремления животных к Богу — даже дикие звери чувствуют святость, стремятся к ней, не хотят причинять ей вред.
Например, в жизнеописании святого Пантелеймона есть эпизод, рассказывающий о попытках казнить его через растерзание дикими животными. Но они не стали нападать на святого юношу, и правитель приказал убить их, а трупы бросить птицам-падальщикам. Но и птицы не прикоснулись к их мясу. Так трупы лежали под солнечными лучами несколько дней, но не подвергались гниению.
Отсюда богословы делают вывод — после Страшного Суда все твари вместе с человеком отправятся в Царство Божие. Есть предположение, что в рай отправятся только те звери, которые жили с человеком, но это только теория. Что происходит с питомцами непосредственно после смерти, христианской церкви неизвестно.
В святых книгах не даётся точного ответа на этот вопрос, поэтому священники не рискуют высказывать смелые предположения. Принято считать, что чистилище и ад для животных не существуют, потому что у них нет свободной воли, как у человека — получается, и наказывать их за прегрешения невозможно.
Ислам
В исламе судьба животных оговаривается более подробно. После смерти животное будет оставаться в земле и ожидать Судного дня. Когда он наступит, не только люди будут сводить счёты друг с другом — животных эта участь тоже коснётся: «Все творения будут собраны, даже мухи».
Считается, что в Судный день перед Аллахом предстанут люди, джинны и животные. Каждое живое существо получит по заслугам и сможет восстановиться в правах, если при жизни их было несправедливо лишено. После того, как справедливость будет восстановлена, Аллах обратит животных в прах, а верующие смогут пройти в рай.
Иудаизм
Иудейские тексты тоже не предполагают чёткого ответа на вопрос о рае для питомцев. Но многие богословы убеждены, что животное вознаграждается за всю боль и унижения, которое оно испытывает при жизни. Так, рабби Саадия Гаон утверждает, что питомцу воздастся за все несчастья уже после смерти. Бог не оставляет ни одно живое существо без справедливого вознаграждения. Но награда питомцев, считают богословы, должна быть иной, нежели для человека, в силу отсутствия свободы воли.
Согласно Азиралю, любое живое существо (и питомцы в том числе) обладает душой, божественной искрой. Поэтому после смерти тела животного его ждёт не забвение и пустота, а возвращение к божественным истокам.
Так что, с каббалистической точки зрения, все животные после гибели отправляются в рай. Причём, в отличие от человеческого рая, представляющего собой Эдемский сад, души животных попадают прямо к своему источнику (в мир Тоу), где пребывают в более чистом и возвышенном состоянии, чем человеческие души в раю.
В иудаизме считается, что душа животного возвращается к Богу благодаря общению с человеком, принесению пользы человеку. Поэтому «первоочерёдное право» на проход в рай есть у домашних питомцев и кошерных животных, убитых ради питания.