Компрачикос – испанское слово, означающее «скупщики детей», которым в старину матери пугали своих чад. Это понятие ввел В. Гюго в романе «Человек, который смеется». Им он окрестил группировку преступников-цыган, занимающихся торговлей детьми и изуродованием их.
Другое название, которое употреблял писатель применительно к группировке, – чейлас (индийское – «охотники за детьми»).
Гюго повествует о том, что в XVII-XVIII вв. в Европе компрачикос покупали детей у нищих, калечили их с помощью операций и выгодно продавали в качестве шутов или заставляли попрошайничать и отбирали у них полученные средства.
В европейских странах XVII-XVIII столетий царили жестокие нравы. Ярмарочные клоуны с дефектами внешности вызывали восторг у народа. Короли тоже не гнушались подобных развлечений и держали у себя при дворе экзотических уродцев.
Никто не усомнится в том, что компрачикосы были настоящими бандитами. Но они обладали собственными принципами: не воровали деток, а приобретали их за деньги, виртуозные операции делали под наркозом. Обезболивающее, которое применяли злодеи, было примитивным и вредным. Они вводили жертвам наркотические вещества, действующие не только на тело, но и на психику. Дети часто забывали свое прошлое и начинали думать, что с рождения были уродами.
Невозможно не оценить искусного хирургического мастерства компрачикосов. Они умели останавливать рост и превращать людей в карликов, создавать вечно улыбающееся лицо, косоглазие, искривлять позвоночник и вызывать горб, выворачивать суставы, преобразуя человека в неимоверно гибкого акробата, кастрировали мальчиков ради красоты голоса.
Компрачикосы вели кочевой образ жизни, так как их все боялись, ненавидели, презирали и гнали, и они не могли долго останавливаться на одном месте. У них был особый жаргон, составленный из разных языков, который никто не понимал.
Гюго сопоставлял это загадочное сообщество бандитов-торговцев с масонской ложей. Оно имело иерархическое построение, руководящую верхушку, проводило периодические собрания.
Французский автор упоминает, что существовал и азиатский вариант компрачикосов. В Китае практиковалось конструирование людей своеобразной конфигурации. Малыша помещали в вазу без дна. В процессе роста его скелет начинал деформироваться и подстраиваться под форму чаши. Через какое-то время сосуд разбивали и извлекали оттуда необычное существо.
Наиболее всего компрачикосы были распространены на испанской и английской землях. В этих странах власти не только не препятствовали группировке, но и поощряли ее. Ходили слухи, будто английский монарх Яков II Стюарт специально заказывал у сообщества шутов для своего двора. Король отличался еще и тем, что отдавал в руки живодеров наследников попавших в опалу и казненных аристократов.
Впервые пресечь зловещие дела компрачикос попытался Вильгельм III Оранский в конце XVII столетия. Он законодательно препятствовал бродяжничеству. В XVIII в. это явление почти полностью ликвидировали. В XIX в. случаи изуверств встречались лишь изредка, в основном, среди испанского народа.
Историки до сих пор спорят о таком уникальном, страшном и вызывающем интерес понятии, как компрачикос. Ряд ученых подвергают сомнению существование их широкомасштабной деятельности по производству и поставке уродливых людей, так как нет убедительных доказательств.
Некоторые отголоски данного явления встречаются и в современной жизни. Так, в государствах третьего мира дилеры покупают у бедняков детей-инвалидов и заставляют их просить милостыню.
Говорить о существовании в старину целой мировой фабрики по созданию забавных калек, напоминающей тайное масонское общество, может, и не стоит. Но вымыслы не бывают на пустом месте. Торговля детьми, отдельные случаи изуродования людей, использование инвалидов в качестве игрушек при королевских дворах известны в истории!