Критическое мышление — психический процесс анализа и обработки информации основанный на любопытстве, способности подвергать сомнению и желании познавать. Результатом данной функции являются выводы, убеждения, мировоззрение и модель поведения. Требует большой ресурсности психики и отсутствия блокирующей идеологии.
В отличии от дологического мышления здесь человек не ищет прямолинейной связи между фактами, каждый отдельный эпизод рассматривает как обособленный и после тщательного анализа выявляет вероятность истины либо лжи. Рассматривает не только само событие, но и его источник, контекст и уровень значимости.
Проще говоря это трудоёмкий процесс, который основывается на большом количестве информации, а она в свою очередь не проходит барьеры сознания, а подвергается изучению. Возникшие в результате критического мышления убеждения не являются устойчивыми, человек в любой момент готов их пересмотреть, если поступят свежие данные.
Таким образом информация остаётся актуальной и содержится в сознании как в оперативной памяти компьютера. Когда важность события снижается до нуля, происходит удаление и психика освобождается от одного процесса, оставляя рабочими другие.
Когда запускается критическое мышление?
Механизм запуска критического мышления построен не на том, что оно включается по какому-то сигналу, а напротив, человек имеет возможность только выключать. Проще говоря это базовая функция психики, которая присутствует по умолчанию. Но есть несколько факторов способных заблокировать столь важный процесс.
Низкая ресурсность психики. Чаще всего происходит с возрастом, когда нейронные связи нарушаются и человек не может обрабатывать большой объём информации. Вспомнить бы куда очки положил и какой автобус идёт до поликлиники, тут уж не до анализа.
В редких случаях такой «дефект» образуется с детства, просто как характеристика сознания. Не учил стишки в детстве, не разгадывал головоломки, вот и не привыкла голова к аналитической работе. Не помещается в неё ничего, не держатся внутри никакие данные.
Жесткая идеология. Ярким примером считается конформизм, когда индивид отказывается от своего собственного мнения и не готов вступать в конфликт с представителями сильной группы. Он подстраивается под тех, кто имеет больше ресурсов в обществе и делает это с целью выживания. У таких людей интроекция преобладает над другими способами разгрузки психики.
В таких условиях критическое мышление не требуется, потому что в любом случае человек будет следовать за своим господином. Выявить это довольно просто — предоставьте человеку факты того, что он ошибается и обнаружите любопытную реакцию. Человек просто откажется анализировать и в лучшем случае скажет «ой, там не разберешься, всё не так просто, всё равно правды не узнаем».
Правда у него перед глазами, достаточно напрячь две извилины, чтобы это понять. Но эти люди не готовы отстаивать свою позицию, живут в страхе оказаться врагом того, кто по их мнению является сильнейшим. Либо мечтают быть причастными к лидирующей группе, оказаться внутри стаи победителей.
Это древний инстинкт, не совсем актуальный в современном мире, но всё ещё работающий. Признак слабости, несамостоятельности и несамодостаточности. Человек доверяет одному источнику, остальные считает лживыми.
Когда выясняется, что его обманули, упирается в две проблемы — низкая ресурсность психики и страх перед конфликтом с сильной группой. В итоге отказывается от аналитики и продолжает оставаться сторонником лживого источника, просто чтобы не забивать голову.
Неспособность расставлять приоритеты. Начинается всё с того, что человек перестает опираться на свои чувства и эмоции. Отказывается от истинных потребностей в пользу удобного для значимого взрослого поведения. Проще говоря ребенок не может открыто заявить о том, что важно лично для него, он вынужден угождать и соответствовать родителю, чтобы тот его любил.
С возрастом привычка сохраняется и при принятии решения ставка делается на ожидания значимых людей, а не на себя лично. В результате критическое мышление подавляется и по сути атрофируется. Значимость события определяется ошибочно. Если «значимый взрослый», в нашем случае какой-то важный человек, говорит о том, что конкретное событие является приоритетным, то ему просто верят на слово.
Если бы мы каждый раз самостоятельно давали оценку значимости событий, то критическое мышление не блокировалось бы. А так происходит когнитивное искажение, мы изначально ошибаемся, акцентируем внимание на заявлениях другого человека, воспринимаем его слова как значительные, из-за страха отвержения не вступаем в противоречие и в итоге аналитические способности мозга остаются в спящем состоянии. Послушно выполняем всё, что скажут другие, верим в то, о чем говорит представитель сильной группы.
Зачем нужно критическое мышление
И так, мы выяснили, что критическое мышление легко блокируется двумя факторами — неспособность мозга анализировать большие объемы информации и страх перед сильной группой, подчинение с целью выживания. Может показаться, что в целом всё не так уж и страшно. Зачем напрягать голову лишний раз? И чем плохо быть одним из сильнейших?
Но во-первых быть в группе сильнейших не значит получить доступ к их ресурсам. Вероятнее всего группа лиц просто использует своих сторонников для достижения личной выгоды. Такой подход выбирают те, кто не в силах обеспечить своё существование и живёт в надежде на помощь.
Для этого по внешним признакам выбирает сильную группу и пытается к ней примкнуть. Только вот чаще всего становится инструментом за счет которого у лидера появились ресурсы. Критическое мышление позволило бы это понять, но отсутствие самодостаточности сменило приоритеты и процесс был заблокирован.
Во-вторых именно критическое мышление является важнейшей деталью эффективности. Чтобы добиться успеха нужно мыслить определенным образом и уметь работать с информацией. Если вы так не делаете, то очень скоро заметите, что ваши дела идут плохо.
Обучение. Критическое мышление позволяет человеку усваивать информацию, так как пройдя через сито сомнений и противоречий данные попадают в процесс памяти. Это то, на что психика может опираться, потому что она провела необходимый анализ. Обнаружила причинно-следственные связи, структурировала, отбросила лишнее, выявила надежные источники и выставила приоритеты.
Дети обладающие критическим мышлением не забивают голову малозначительными фактами и с лёгкостью выявляют ложь. К сожалению в этот момент происходят споры, дискуссии и акты несогласия, что может не понравиться учителю. Система образования обязана быть гибкой, а хороший преподаватель никогда не произнесёт фразы «потому что я так сказала» и «это так и не смей думать иначе», Не обманывайте себя, истина рождается в споре, не лепите из детей конформистов.
Во взрослой жизни нам часто приходится освоить новую профессию или получить новые знания. Здесь очень важно найти хороший источник и анализировать не только слоганы из рекламы и красивые буквы на презентации, но и множество сторонних данных. Люди, которые так не могут, покупают курсы за дорого, хотя эта инфа есть бесплатно в интернете, верят мошенникам, ведутся на обещания лёгкого заработка.
Защита от мошенничества. Совсем недавно мне написала женщина с просьбой помочь разобраться. В интернете она увидела сообщение о том, что государство возвращает часть потраченных средств при оплате банковской картой с 2015 года. Сайт государственный, есть отсылки к заявлениям известных депутатов и много положительных отзывов. Она указала данные карты, чтобы выяснить какой вычет ей положен, а затем подтвердила код из смс, чтобы получить выплату. И у неё украли все деньги со счета.
Это тоже результат отсутствия критического мышления. Заявления депутатов опубликованы где-то ещё? Почему такая социально значимая информация не была озвучена по тв? Знают ли об этом в пенсионном фонде или соцзащите? Каков возраст домена сайта? Да и в честь какого праздника вам вернут часть потраченных средств, что за странная схема налогового вычета?!
Мошенники хорошо знают, что критическое мышление доступно не всем. Главное их оружие — отвлечение внимание и перегрузка психических процессов. Когда ограничено время для принятия решения или визуально всё полностью копирует надёжный источник (например фишинговые сайты и клоны популярных ресурсов). А многие ещё и не привыкли задавать лишних вопросов, не пользуются аналитическими возможностями мозга. И вот результат..
Профессиональная деятельность. В любом деле приходится сталкиваться с нестандартными ситуациями, что требует принятия нестандартных решений. Но ещё чаще мы сталкиваемся с низкой эффективностью труда. Как ни странно психологи выяснили, что люди с развитым критическим мышлением намного продуктивнее и успешнее тех, кто не привык подвергать сомнению, не умеет искать источники информации, не вступает в дискуссии.
Техника «начальник всегда прав, потому что он начальник» убогая с ног до головы. Так сам начальник начинает верить в свою уникальность и наивно полагает, что не может ошибаться. Подчиненные не имеют права задавать вопросов и не сомневаются в гениальности своего босса. В итоге всё что делается теряет в качестве.
Условия для самореализации на рабочем месте при наличии критического мышления у сотрудников и доверительных отношений с руководством является ключом к успеху. Потому что такие сотрудники уважают начальство, советуются и делятся возникшими идеями. А сами идеи рождаются в процессе обработки новой информации, её структурирования, пропуску через сито сомнений и противоречий, поиска надежных источников и постоянного их мониторинга.
Как развить критическое мышление
Вообще критическое мышление это скорее привычка. Мы либо приучаем мозг пользоваться этой функцией, либо осознанно блокируем её, чтобы не вступать в противоречие со значимыми людьми. Есть ещё вариант с неспособностью обрабатывать информацию, но это уже компетенция психиатров и нейробиологов. Для развития данного процесса требуются именно привычки.
Потребление информации. Важнейшая привычка в жизни современного человека. Мы вынуждены сталкиваться с большими потоками данных, но не умеем ими управлять. На первом этапе нам стоит окружить себя всеми доступными источниками. Книги, блоги, тв, соцсети, ютуб, газеты, журналы, мнения окружающих. Чем больше человек слышит, узнаёт и видит, тем активнее работает психика.
Поиск первоисточника. В таком режиме психика проработает недолго, она закипит. Нам нужно сократить поток поступающих внешних сигналов, для этого придётся сильно сократить количество источников и выяснить происхождение каждого из них.
Например, недавно друг мне сообщает, что точно знает правду, потому что подписан на десятки источников и все они говорят одно и тоже. Значит это и есть истина. Потратив пять минут нам удалось выяснить, что у всех этих блогов один корень. То есть мнение одной стороны размножено на сотни инструментов передачи информации.
Чтобы развить критическое мышление нам нужно научиться находить первоисточник и уже затем с легкостью вычислять его производные. В результате мы будем анализировать не мусор, созданный одной стороной, а найдём представителей каждого мнения.
Способ доставки контента это не тоже самое, что источник, вот что важно понять. Я могу вам сказать, что инопланетяне похитили весь урожай в этом году и донести это через книгу, статью в газете под чужим именем, ролик на ютуб у известного блогера и сюжет на тв от лица «эксперта». Вы «съели» 4 источника, но это всё ещё мнение одного человека. Вроде бы вы всё хорошо изучили, но так и не узнали, что весь урожай я вывез за границу, продал и украл прибыль.
Фактчекинг. Когда мы получили очень много источников и отсортировали их по первоисточнику, у нас осталось несколько позиций противоборствующих сторон. Я говорю, что урожай похитили инопланетяне, другие обвиняют меня в хищении, третьи видели как всё вывезли аборигены из племени абрабамба.
Конформисты слепо верят тому, что говорит их лидер. Люди с развитым критическим мышлением требуют факты у каждой из сторон. Если их нет, то значимость полученной информации умножается на ноль. Если они есть, идут к противникам и ждут опровержений, при этом проверяют данные на соответствие действительности.
Предоставили фото? Классно, посмотрим насколько оно реально. Есть видео? Здорово, проверим на монтаж. Заявил что-то типа «доказательств у меня нет, но это правда, отвечаю». Потрясающе, игнорируем слова и ждём фактов.
Сложная аналитическая работа, но как правило стороны вступают в заочный конфликт, легко опровергают лживые заявления друг друга и доказывают свою позицию. Анализируя первоисточники, а не способы доставки контента, мы получаем только факты. И сравниваем их между собой.
Представьте себе психику, которая вынуждена проводить весь этот объём действий при поступлении каждого внешнего сигнала. Поэтому мы и говорим о её ресурсности. Мошенники стремятся создать как можно больше потоков информации, в результате мы не можем найти первоисточник и потребляем способы доставки контента с одной версией (журнал, второй журнал, газета, пять групп в социальных сетях и так далее). До фактчекинг просто не добираемся.
Опора на контекст. Сюда входит всё, что напрямую не связано с фактами. Это заключительная стадия процесса критического мышления. Мы нашли много источников, отсортировали их по первоисточнику, выявили несколько противоположных мнений, провели фактчекинг и обнаружили лжеца с недостоверной информацией, фейками, враньём, манипуляциями.
Теперь ищем мотивы, выгодополучателя, особенности поведения сторонников разных мнений (например соответствие слов реальным действиям в прошлом) И вот только теперь процесс завершен. Критическое мышление очень энергозатратно, но в случаях со значимыми событиями должно выводиться в приоритет. В противном случае ваша эффективность сильно снизится, а затащить вас в авантюру станет проще простого.