Комплекс мученика это совокупность мыслей, чувств и убеждений, формирующих модель поведения построенную на страдании и жертвенности с целью получения внимания, одобрения, похвалы, почёта, уважения. По аналогии с мучениками в религиозном мире, где человека изгоняли, унижали,оскорбляли и нередко подвергали пыткам вплоть до убийства за его взгляды и мировоззрение.
В идеальной картинке мученика ситуация обстоит следующим образом — есть он, герой, который несёт добро, свет и что-то поистине светлое, но враги всеми силами пытаются противостоять этому. Они издеваются, строят козни, открыто преследуют и стремятся ликвидировать. Но несмотря ни на что герой идёт своим путём, ценой собственной жизни добивается желаемого или как минимум не встал на колени перед обстоятельствами, продолжил следовать идеологии жертвуя всем что у него есть.
Такие фигуры не редкость и практически в каждой религии они присутствуют. Миллионы последователей по всему миру не просто помнят их имена, но и приклоняются перед подвигом, отдают дань уважения, ценят, чтят, причисляют к лику святых.
Люди с комплексом мученика по разным причинам, которые мы обсудим дальше, полностью копируют эту модель, желая занять место среди великих, навсегда вписав своё имя в список «страдающих во имя чего-то светлого, доброго, ценного». Для этого им требуется совершить два шага. Первый — пожертвовать собой ради какой-то цели. Второй — сделать так, чтобы об этом все узнали.
Жертва или мученик?
Люди у которых всегда всё плохо преследуют нас на каждом шагу. У каждого есть знакомый, встреча с которым оборачивается горой негатива сброшенной на голову слушателя. И поведение этих лиц всегда идентично, состоит из двух важных факторов.
Первый — если вы предложите реальное решение проблемы, но от жертвы при этом требуются какие-то усилия, то беседа как минимум тут же прекращается. Как максимум вас обвинят в том, что вы заставляете что-то делать человека, который уже не в силах себе помочь. Я думал ты просто дашь мне денег, а посоветовать пойти на работу любой дурак может! Ты меня не понимаешь, негодяй!
Второй — от собеседника в обязательном порядке требуется сочувствие, понимание и признание масштабов трагедии. Вы должны не просто слушать, но и удивляться тому как человек вообще выдержал такие тяжелейшие страдания. Ты настоящий герой, другие бы не справились, понимаю как тебе трудно, то что с тобой происходит это настоящий ад, но ты ещё как-то держишься..
А вот между мучеником и жертвой есть ещё одно ключевое различие. Вторые находят виноватых и много говорят о том, как сильно они пострадали. Муж алкоголик избивает, но уйти я не могу (и тут куча причин почему невозможно это сделать). Или бедность такая что не ел уже четыре дня, но не единого шанса выбраться из этой ловушки нет. На работу не берут, куда берут там обманули с зарплатой, ну и всё в этом духе. Проще говорят несут свой крест и терпят. Сами менять ничего не хотят или уже не могут, поэтому ждут спасения не требующего их собственных усилий.
Мученики же напротив очень активны и источник своих страданий они создали собственными руками. То есть они совершают какие-то действия, которые окружающие должны оценить как светлые, добрые, чистые, святые. При этом в обязательном порядке присутствует жертвенность со стороны мученика и всё это в совокупности должно закончится почётом, уважением, признанием величия. Грубо говоря причислению к лику святых.
Например, женщина отказывается от личной жизни, избегает мужчин, не ухаживает за собой, не посещает никакие мероприятия, всё время проводит за домашними делами и занятиями с ребенком. На подсознательном уровне умышленно превращается в малопривлекательную как внешне так и ментально. Но она воспринимает это примерно так — в отличии от всяких «гулящих баб» посвятила себя своей доченьке и всю жизнь отдала ей. Пожертвовала удовольствиями и саморазвитием во имя великой цели — воспитания ребенка! Мученица, которая действует в ущерб себе, но в угоду самому светлому и ценному что только есть у матери, то есть детям!
Так мученик это спасатель?!
Снова мимо. Комплекс мученика выведен в отдельный вид отклонений по многим причинам. От классических жертв отличается тем, что свои страдания создаёт собственными руками. От спасателей также имеется важное отличие — мученик на полном серьёзе отдаёт самое ценное что у него есть, не редко жизнь. Как ему кажется, во имя величайшей цели, но по факту в большинстве случаев он не просто никого не спасает этим, но ещё и вредит.
Мученики это что-то среднее между жертвой и спасателем, к тому же самая извращённая форма того и другого. Всё дело в масштабах. Они отдают последнее и готовы рискнуть самым важным, но и в ответ ожидают грандиозного почёта. Я не зря упоминал святых. Каждый человек с комплексом мученика подсознательно стремится именно в ряды великих. И на полном серьёзе готов за это щедро заплатить. Провести годы в адских условиях, перетерпеть пытки, лишения и страдания, умереть.
В чём главная трагедия людей с комплексом мученика?
Мы должны понимать, что поведение индивида в данном случае не является ментально здоровым. Проще говоря он действует исходя из деструктивных убеждений и находится в тяжелом эмоциональном состоянии. Такое можно охарактеризовать фразой «пан или пропал». Негатив генерируется постоянно, острый дефицит искренней любви, принятия, понимания и внимания довёл психику «до ручки». Пришло время делать последнюю ставку.
Им нужно совершить что-то такое, что абсолютно точно миллионы людей вокруг расценят как героический поступок, на который отважились бы единицы. Нечто особенное. Возьмём для примера бабушку, которая всю свою пенсию отдаёт сыну, а сама ест с помойки или просит милостыню у храма. Вы может быть захотите сказать, что у бабули не все дома, скорее всего будете правы, но она то видит мир иначе.
По её мнению она жертвует собой ради детей. Что может быть главнее для женщины? Готова голодать, носить двадцатилетнее пальто, ходить в сто раз заштопанных носках. Пенсия в стране маленькая, у сына тяжелое положение, у него семья, как мне ему не помочь?! Последнее отдам, лишь бы он был счастлив!
И возразить нечего. Но всё это она делает не из благих побуждений. Комплекс мученика очень хорошо изучен и вся модель поведения всегда одна и та же. Максимальная жертва под лозунгом чего-то доброго и светлого, чтобы в конечном итоге масштаба жертвенности хватило для признания величия и возведения мученика в разряд святых. Но вся конструкция неизбежно терпит крушение и вот что ждёт каждого из них:
Обвинения
Ключевая деталь комплекса мученика заключается в том, что свою проблему человек создал собственными руками. Страдающие женщины, говоря о том как им сложно растить ребёнка и как тяжко прокормить двоих, с вероятностью 99,9% услышат одну единственную фразу — так зачем ты рожала, если у тебя ни надёжного мужа, ни нормальной работы, ни капитала?!
Здесь можно привести ещё несколько примеров, но я этого делать не буду. Механизм и так понятен. Если вы сделали что-то героическое, но спасённые вами люди не ощущали никакой угрозы и не понимают от чего вы их спасли, то дело закончится лишь обвинениями в глупости. Точно также если вы стали жертвой какого-то события, но при этом сами туда пришли или хоть как-то участвовали в создании этой ситуации, то финал будет таким же.
В психологии это называется виктимблейминг. Не будем здесь заострять внимание на данном термине, его суть в том, что жертва по мнению большинства всегда виновата сама. Даже если девушку изнасиловали в лесу, то ничего кроме «а нафига ты туда попёрлась одна поздним вечером?» она не услышит. Так уж устроено, просто фиксируем факт.
И если виктимблейминг это неоправданные обвинения вызванные страхом перед случившемся (убеждение — со мной такого произойти не может, с кем произошло те сами виноваты), то комплекс мученика всегда заканчивается разумными обвинениями. Такие люди умышленно притягивают неприятности, чтобы за счёт этого привлечь внимание и получить уважение с признанием.
Обесценивание
Люди с комплексом мученика чаще всего обладают мазохистическим типом личности. То есть изначально находятся в тревожном состоянии на фоне критически низкой внешней самооценки. Свой героический поступок они активно ищут и отсюда вытекает ещё одна проблема — кто ищет тот всегда найдёт!
Проще говоря суть настоящего общественно значимого действия заключается в том, что человек не создавал опасную ситуацию, а пожертвовал чем-то важным и ценным спонтанно, спасая окружающих. Жил себе успешный и адекватный мужчина, строил планы, на жизнь не жаловался, имел всё в чём нуждался.
Зимним вечером прогуливался по набережной, а там неуклюжий мальчик под лёд провалился. Мужчина бросился его спасать, вытащил, на поверхность льда откуда ребёнка достали другие прохожие, но сам утонул. Вот выдуманный пример героического поступка.
Мученики ждут своего часа и всё происходящее вокруг подсознательно оценивают с точки зрения возможности заполучить почёт и признание в обмен на какое-то действие. Как только кто-то даст им сигнал к началу действия, они тут же поспешат это сделать. Проблема только в том, что таких людей очень легко использовать в своих целях и заставить пожертвовать собой во имя никому не нужной ерунды.
Таким образом люди с комплексом мученика очень часто совершают поступки в которых никто не нуждался. Ни «спасённый» ни окружающие. Так «герой» абсолютно убеждён что заслужил наконец-то своё место среди великих и все просто обязаны кланяться перед ним за его действия, но по непонятной ему причине никто не признаёт в нём того, кем он себя видит. Спасённый говорит «да не надо было», а остальные живут своей жизнью никак не реагируя на «мучения во имя других».
Дочь вырастет и скажет, что действия мамы были не просто ненужными, но и вредными. Обернулись гиперопекой, нет примера счастливой женщины перед глазами, в семье не было мужчины и значимого взрослого. Сын обирая старую мать скажет, что она сама всё отдала, я не просил, не отбирал, не требовал, и он вообще не знал, что она на помойке питается. А все вокруг назовут и ту и другую сумасшедшей. Сами себя не любите, мы то в честь чего должны вам рукоплескать?!
Игнорирование
Накопившаяся тревога психикой утилизироваться уже не может. Начинается поиск события в котором можно одним махом спастись от низкой самооценки и заслужить уважение, признание, почёт. Весь этот механизм приводит к действиям и поступкам, которые никем не были оценены по достоинству и обернулись лишь обвинениями. Приходится убедить их в том, что на самом деле вы герой, просто они каким-то чудом этого не заметили.
Так вы становитесь токсичным. Говорите о том как вы страдали, чего были лишены и какие испытания прошли. Пытаетесь доказать что действовали ради благого дела, пожертвовали собой, заплатили огромную цену ради кого-то. Сталкиваясь с вышеперечисленными обвинениями и обесцениванием начинаете говорить громче, чаще, настойчивее.
В итоге окружающие просто устают и больше не хотят слушать мученика. Избегают, уклоняются, прерывают разговор, уходят. Не отвечают на звонки, не хотят встречаться. Это и есть тотальный игнор, который люди применяют не в качестве насилия, а напротив чтобы защититься от вашей токсичности. Величие оказалось мнимым, а жертвенность никому не нужной. И как бы громко не кричал мученик, его не услышат.
Вместо итога
Комплекс мученика продолжают путать с синдромом жертвы и иногда спасателя. Но во-первых это совокупность того и другого, а во-вторых более радикальная форма. Здесь и уровень тревоги выше и ставки максимальны. Психика делает последний рывок и её ожидания слишком высоки.
Зафиксируем и ещё одну важную особенность — человек не является жертвой обстоятельств, он прямо или косвенно создал происходящее. Более того, продолжает это делать и всё активнее усугубляет своё положение, пытаясь пострадать как можно сильнее, чтобы признание оказалось гарантированным. Все вокруг должны видеть какую цену заплатил человек ради спасения кого-то или во имя чего-то.
Сама цель всегда светлая и добрая. Ради детей, ради мира, ради жизни других. Такие люди никогда не скажут «я работал по 15 часов в сутки и практически ничего не ел полгода, чтобы купить себе мерседес». За это их к лику святых точно не причислят. А вот «я не доедала, чтобы сделать свою дочь счастливой» и «я жила без мужчин и развлечений, чтобы каждую минуту посвятить своему сыночку», в их понимании совсем другое дело.
Комплекс мученика бывает как индивидуальным, так и групповым. Целое общество может отказаться от всех благ и превратить свою жизнь в ад, потратив все ресурсы на какую-то большую задачу. Священную, благую цель. Каждый из участников такой группы конформист с мазохистическим типом личности и критически низкой самооценкой, но собравшись в группу они действуют как единое целое.
Последствия комплекса мученика всегда одинаковы. Ничего из того к чему они стремятся, недостижимо. Обвинения, обесценивание и игнорирование становятся финалом независимо от того какую жертву индивид принёс. По этой причине данный комплекс рассматривается психологами как тяжёлый. Из синдрома жертвы ещё есть выход, достаточно найти свою самоценность и сместить акцент внимания на себя. А в данном случае помощь может придти слишком поздно. Человек уже заплатил за всеобщее признание слишком большую цену. Откатить ничего нельзя.
Пока не случилось страшное важно понять сам механизм этого комплекса и изучить теорию о здоровом эгоизме. Если услышав фразу «он живёт для себя и свой личный комфорт вывел в приоритет» вы испытываете раздражение, то до комплекса мученика вам осталось сделать один шаг.
Переубеждать мы вас не будем, в конце концов жертву принесёте именно вы, а окружающие просто обесценят случившееся и продолжат жить своей жизнью, думая о своём эмоциональном комфорте, финансовом благополучии и саморазвитии. Не ради великих целей и священных задач, а ради себя. У таких людей и дети счастливы, потому что знают что это такое и тяжёлых воспоминаний о том как жизнь положил на чьи-то идеи, нет. Комплекс мученика не сильно тревожит окружающих, это в первую очередь трагедия самого мученика.