Как хоронят мусульман в Турции

Традиции похорон на территории Турции многим из наших соотечественников показались бы не совсем обычными. Ведь главной религией данного государства является мусульманство, где приняты свои, особые церемонии и правила.

Основные моменты

Одна из основных таких традиций — это запрет на кремирование тела. По законам Шариата, нельзя сжигать тело близкого человека. В таком случае он будет обречен на вечное горение в пламени преисподней.

В Турции считается, что церемония захоронения должна быть проведена в ближайшее время после кончины. Например, если человека не стало с утра, то необходимо предать тело земле в течение этого же дня. Однако в некоторых случаях из этого правила делаются исключения. Например, если нужно дождаться, когда приедет кто-нибудь из важных друзей или близких родственников.

Подготовка тела к похоронам

Узнав о факте смерти, родственники сразу же обращаются в ближайшую мечеть. Как правило, морги находятся непосредственно при мечетях. Особенно, если речь идет о крупных населенных пунктах вроде Анкары или Стамбула.

Турция — жаркая страна; и потому обычно с телом покойника не проводят никаких процедур дома. Вместо этого тело отвозится в мечеть. Там его для начала омывают (данное действо называется гусун). Омовением занимаются люди того же пола, что и покойник: женщины моют тела женщин, а мужчины — мужчин. После того, как гусун совершен, тело усопшего окутывается в саван. Он делается из хлопчатобумажного полотна. Ткань должна быть черного цвета сверху и красного — снизу. В прошлом дно могилы выстилалось при помощи ковра.

После этого зачитывается особая молитва, называющаяся Джаназа. Она представляет собой особое моление, отличающееся от прочих. Когда произносят Джаназу, не совершаются поклоны, не складываются руки. Данную молитву мусульмане читают только за усопших представителей собственной веры — за чужеземцев Джаназа никогда не произносится. Равным счетом, как и за неверующих.

Когда молитва прочтена, считается, что теперь тело можно хоронить.

Перемещение на кладбище

Его кладут на особые носилки, называемые тобут. На них тело усопшего перемещают на территорию кладбища. Как правило, нести тобут должны близкие усопшего. Но если их мало, то с перемещением покойного могут оказать помощь другие люди. Нести тобут — это великая честь для каждого мусульманина. Важно, что у каждого из участников похоронной процессии голова должна быть покрыта.

В том случае, если хоронят маленького ребенка, то родители должны заранее купить несколько голубей — их должно быть столько, сколько лет усопшему. Когда похоронная процессия выходит из дому, один из родственников, несущий клетку, раскрывает ее дверцу. Голуби вылетают на волю. Также ребенку кладутся в могилу его любимые игрушки.

Процесс похорон

Захоронение осуществляется без гроба — покойника, обернутого в саван, помещают в землю. Тело кладется так, чтобы лицо находилось по направлению к Мекке. Церемония проходит без цветов — в народе считается, что это глупая трата денежных средств. Среди мусульман гораздо более полезным считается финансовая помощь семье усопшего. В особенности в том случае, если семейство потеряло кормильца. Также принято делать пожертвование и в мечеть, проводившую похороны — данный шаг также расценивается как благоприятный для души покойника.

В завершение церемонии каждый из присутствующих должен подойти к захоронению. Муфтий спрашивает его о том, что он думает о покойнике. Ответ на данный вопрос должен быть однозначен: «Усопший был благородным человеком». После этого муфтий задает подошедшему еще один вопрос: «Прощаешь ли ты его за проступки?». Услышав эти слова, человек должен чистосердечно простить усопшего. Любые обиды и недопонимания следует изгнать из сердца и ответить на поставленный вопрос утвердительно.

Стоит отметить еще один немаловажный момент. Церемония похорон проходит, как правило, только в присутствие представителей сильного пола. Женщины или в принципе не участвуют в процессии; или же находятся поодаль, где читают молитвы. В этом случае им может быть разрешено подойти к захоронению — но лишь когда могила будет закопана, и все присутствующие мужчины уйдут.

В некоторых случаях могила поливается холодной водой. Эта традиция пришла от Пророка Мухаммеда, который аналогично поливал захоронение собственного сына. Считается, что холоди чистота воды помогут покойному пребывать в благости и прохладе. Именно поэтому нельзя поливать захоронение нечистой жидкостью (наджас).

Во время самого погребения имам громким голосом произносит молитвы. Одна из главных называется сура Ясин. Речи на похоронах не произносятся.

Памятник на захоронения устанавливаются. Но они не должны быть слишком броскими. Портреты на памятниках не допускаются. Хотя в некоторых случаях заказываются декоративные гравировки.

Духовная помощь от муфтия, оставшегося на могиле

Когда церемония осуществлена, и присутствующие покинули кладбище, имам еще некоторое время остается у могилы. Делается это из представлений о том, что после похорон усопший оживает. К нему приходят два ангела — их зовут Мункир и Накир. Они начинают допрашивать умершего обо всех его земных поступках, грехах. Цель имама в том, чтобы подсказывать покойному ответы на страшные вопросы ангелов, а также читать молитвы. В далеком прошлом мулла должен был сторожить могилу до самого восхода солнца. Но теперь разрешается оставаться у покойника в течение одного часа.

Считается также, что иногда усопший после ухода процессии, оживает и предпринимает попытки восстать из могилы. Чтобы этого не произошло, в нее заранее кладется доска поперек. Так что если даже покойный попытается подняться, то он сразу ударится и ощутит, что уже умер. Ходят легенды о том, что некоторые имамы, сидя около могилы покойников, слышали оттуда шум.

После похорон

В доме усопшего в течение семи дней не должен гореть очаг. Поэтому не готовится и еда — можно лишь заваривать чай. Ночью в доме должен гореть свет. Считается, что усопший может навестить свою земную обитель, чтобы пройтись по дому еще раз, посмотреть на дом, увидеть скорбящих родных и близких.

Также родственники по ночам должны читать молитву Ясин (данная сура читается и в течение жизненного пути, не только после похорон). Ясин помогает облегчить страдания усопшего.

Поминания усопшего

Родственники покойного отмечают несколько дат с момента смерти — это 3-й, 7-й и 40-й дни. Также семейство и близкие друзья должны собираться каждый четверг в период с 7-го по 40-й день. В некоторых случаях встречи проходят в течение года после смерти.

Во время трапезы на стол подается халва, горячий чай и сахар. Другие продукты кроме этого набора не допускаются. При этом на трапезе присутствует муфтий. Представители разных полов должны собираться в разных помещениях (отдельно мужчины и женщины). Участвующие в поминальной трапезе должны говорить о высоких вещах — беседа, в основном, посвящается философским вопросам и нравственным проблемам.

Соболезнования

Каждый из тех, кто знал покойного, должен выразить соболезнования его близким людям в течение трех дней. Если он не делает этого — такой поступок расценивается в качестве оскорбительного. Уважительная причина лишь одна — если человек находился в пути.

ТЕСТ: Узнай во что выгодно инвестировать именно тебе

Добавить комментарий