Гуманность — это свод норм, правил, убеждений, ценностей и установок, включающих в себя поступки и действия исключающие причинение страданий, насилия, жестокости, грубости, безразличия, равнодушия. Термин происходит от латинского слова humanus, что в переводе на русский означает человеческий.
Данное понятие основано на двух фундаментальных факторах. Первый — отсутствие вреда. Второй — проявление сострадания, сочувствия, понимания и заботы. Проще говоря с одной стороны задача гуманного общества выстроить модель коммуникации, при которой люди не нарушают личные границы окружающих, а с другой способны оказать поддержку в сложных ситуациях.
Что означает гуманность?
Гуманность это не список ограничений, которые многие из нас неоднократно читали в различных заповедях. Запреты на убийство и причинение страданий не относятся к человечности, здесь важно ничего не перепутать.
На войне люди имеют полное право на уничтожение противника, а в случае самообороны никто не может запретить нам махать кулаками и использовать оружие. Лишение свободы также оборачивается страданиями для заключенного. Многие ошибочно полагают, что всё это необходимо запретить, агрессора простить, проявить милосердие и оставить его действия без ответа.
Даже придумали красивую фразу, которая звучит следующим образом — «как бы больно вы мне не сделали, знайте, я всегда подам вам руку помощи, потому что я не вы». Говорит ли это убеждение о гуманности? С точки зрения психологии однозначно нет. Это лишь попытка возвыситься над оппонентом и заслужить одобрение.
Гуманность основана на справедливости, в этом вся соль. Военный продолжит стрелять в противника, подвергшаяся нападению девушка будет отбиваться сумкой и случайно обнаруженным камнем, жертва тирании и издевательств сможет спокойно наблюдать как её мучитель заканчивает жизнь в тюрьме. И такое поведение не станет признаком бесчеловечности.
А всё потому что гуманность кроме справедливости включает в себя ещё одну важную деталь — причину. Даже животные следуют этой норме морали. За территорию или самку они готовы убивать, но как только противник сдался и отказался от своих претензий, битва останавливается. Как только враг покинул территорию, которую пытался отобрать, обороняющаяся сторона прекращает атаки.
Таким образом гуманность не противоречит жестокости и никак не ограничивает её. Она лишь регламентирует действия человека, вступившего на путь агрессии. Во-первых действия должны быть справедливы, то есть любое применение эмоционального или физического насилия допустимо исключительно в качестве ответной меры, с соблюдением адекватности контрмер.
Это значит, что оскорбить в ответ на оскорбление, гуманно. Ударить в ответ на удар, гуманно. Проявить безразличие в ответ на безразличие, тоже гуманно. А вот ударить, если вас оскорбили, оскорбить если к вам проявили равнодушие или подвергнуть жертву издевательствам в ситуации её безучастности, уже является жестокостью.
Не забывайте и о последствиях. Если вам нос разбили, а вы в ответ сломали его противнику, то ваши действия автоматически становятся и негуманными и незаконными. Поэтому стоит быть аккуратнее и контролировать себя.
Во-вторых действия должны быть обоснованны, то есть иметь причину. Как только она исчезает, гуманный человек обязан прекратить любые агрессивные действия со своей стороны. Если противник в зоне боевых действий сдался и больше не представляет угрозы, военный обязан взять его в плен и обеспечить человеческие условия содержания. Это прописано в женевской конвенции от 1929 года.
Если насильник оказался на безопасном расстоянии и больше не имеет возможности реализовать свой первоначальный план, то дальнейшие атаки на него незаконны. В уголовном кодексе это прописано как превышение самообороны.
В обоих случаях соблюдены все установки гуманизма. Жертва имела причину собственной агрессии, её действия были обоснованны и прекратились, как только угроза миновала. Дальнейшее наказание будет основываться на справедливости и это важная деталь человеческого поведения. Прощение не входит в понятие гуманности, нарушивший чужие личные границы обязан ответить за свой поступок, равноценно причиненному ущербу.
Гуманность как убеждение
С обороняющейся стороной разобрались. Она имеет полное право на агрессию, при соблюдении её адекватности степени насилия со стороны агрессора и ровно до того момента, пока угроза сохраняется. Наказание будет основано на справедливости, то есть нападавший ответит исключительно за те действия, которые совершил.
При этом сам ущерб может быть компенсирован. На равнодушие партнера в отношениях мы можем ответить равнодушием в его адрес, а на физическое насилие не обязательно отвечать тем же. Агрессор может компенсировать свои поступки иным образом, например деньгами или исправительными работами.
Лишение свободы является инструментом устранения угрозы и должно применяться только в случае, если существует вероятность повторения противоправных действий. Посадка в тюрьму в качестве наказания недопустима с точки зрения гуманности.
Но что по поводу убеждений, которых придерживаются люди, желающие сохранить в себе человека? Чтобы не стать агрессором достаточно придерживаться нескольких простых правил. Все они очевидны, однако по разным причинам многие их не соблюдают, тем самым теряют человеческий облик и подвергая сомнению превосходство людей над животными.
Соблюдение личного пространства окружающих. Вы не можете разрывать дистанцию без согласия, а если это являлось случайностью или частью процесса соблазнения, должны последовать извинения и немедленное прекращение своих действий. Проблем здесь две. Во-первых не все понимают что такое личные границы. Во-вторых сложно отличить реальное сопротивление от банальных норм приличия.
Например, недопустимо давать советы, когда вас об этом не просили. Нельзя помогать тому, кто не обратился за помощью. Нельзя принимать решение за другого человека, наивно полагая, что у вас иерархические отношения и вы находитесь выше (детско-родительские, абьюзер-пострадавший, спасатель-жертва).
При коммуникации мужчины и женщины может возникнуть недопонимание, когда настойчивость перерастает в навязчивость или сталкинг, отказ воспринимается как пренебрежение, а физическое взаимодействие происходит с применением силы либо без активного участия другой стороны. Сюда же относится фроттеризм.
На любые действия мы должны получить разрешение, либо (в случае соблазнения и естественной настойчивости) убедиться в отсутствии страданий, а также в наличии возможности прекратить происходящее. Если вас не просили, к вам не обращались и вам не разрешили, а взаимодействие происходит в условиях невозможности оппонента покинуть это место, то вы агрессор, никакого второго мнения здесь быть не может. Гуманность не ваш конёк, будьте готовы к ответной реакции.
Отказ от насильственных методов достижения своих целей. У каждого из нас есть потребности, которые мы стремимся закрыть всеми доступными способами. Отчаявшиеся, бесчеловечные, беспринципные и психически нездоровые люди не видят границ допустимого, отрицают принципы гуманности, готовы нарушить нормы морали и юридические законы, лишь бы получить желаемое.
Когда в конфликте заканчиваются аргументы такие люди опускаются до оскорблений, а затем и до применения физической силы. Когда все цели оказываются недостижимыми и это больно бьёт по самооценке, психика способна мобилизовать ресурсы и через гиперкомпенсацию бросить все силы на одну единственную задачу, попутно стирая стыд, чувство вины, гуманность, принципы и понятия.
К психическим отклонениям в данном случае можно отнести уплощенный аффект. Проще говоря эмоциональная тупость, когда человек неспособен к состраданию и не может представить какие мучения принесут его действия жертве. Не понимает что это такое, не чувствует.
Всё это свидетельствует о слабости, критически низкой самооценке, несостоятельности и дееспособности интеллекта. А приводит к отвержению гуманности и исключению её из своих убеждений. Не мытьём так катанием, плевать на все нормы и правила, лишь бы добиться своего.
Может ли человечность быть обязанностью?
Известна форма гуманности при которой человек проявляет сострадание, жалеет, поддерживает и помогает всех, кто оказался в беде. Не может пройти мимо брошенной кошки на улице, вынужден оставаться там, где не комфортно, просто потому что считает бесчеловечным кого-то бросить.
К сожалению эти люди являются компенсаторами или поддались на манипуляции. Гуманность не накладывает обязательств по спасению, она лишь регламентирует рамки дозволенного в отношении окружающих. Человек никогда не совершит акта насилия без причины и прекратит свои действия как только оппонент перестанет нести прямую угрозу.
Всё остальное манипуляция и компенсация. Кто-то подбирает кошек и собачек, чтобы повысить чувство собственной значимости, упиваясь тем, что животное не выживет без него. Кто-то продолжает жить с алкоголиком, чтобы заслужить одобрение в обществе, ведь любая бросила бы, а я героиня, тащу на себе, спасаю, помогаю!
Нередко манипулятор давит на человеческие чувства и эмоции, чтобы спровоцировать нужные ему действия. Мужчина стал невыносим, женщина устала и решила уйти, но он пытается внушить, что её поступок бесчеловечный, она бросает, предаёт, обесценивает всё что было. Гуманность используется как инструмент удержания, чтобы вынудить жертву остаться и продолжить приносить пользу тирану.