Энафизм — филосовская теория, согласно которой избыточное потребление наносит серьёзный вред человеку, его здоровью и финансовому состоянию. Впервые был описан Джоном Неишем, автором книги «Достаточно! Вырваться из мира переизбытка. Во многом энафизм перекликается с минимализмом, но есть существенные отличия, которые не позволяют проводить параллели между двумя этими терминами.
Если философия минимализма сосредоточена на достижении максимального комфорта и закрытии базовых потребностей через действительно нужное и полезное, то сторонники энафизма настаивают на том, что чем меньше потребляешь, тем лучше. По их мнение сокращение затрат приведёт к привычке обходиться малым и в будущем человек станет менее прихотливым. И обретёт счастье.
Возникновение энафизма как способа сопротивления страхам
Сторонники энафизма выступают противниками глобализации и искренне верят в существование мирового правительства, которое вынуждает население планеты трудиться во благо их капитала. Страх оказаться в рабстве корпораций породил пассивный бунт, который заключался в отказе от товаров и услуг, чтобы нанести ущерб кукловодам.
Идея заключалась в том, что критическое снижение потребления приведет к потере смысла производства и человека перестанут использовать как рабочую силу для наращивания объёмов поставок. Самим людям внушали угрозу избыточного потребления, ссылаясь на различные примеры. Например, переедание ведет к ожирению и если меньше есть, то будете чувствовать себя лучше, а проклятые капиталисты погибнут и не смогут больше обогащаться на человеческих слабостях.
Однако есть надо не меньше. Есть нужно правильно. Соблюдать рацион подходящий именно вам, питаться в допустимое для этого время, придерживаться режима и снижать уровень углеводов, которые и вызывают набор веса. Так энафизм был поставлен под сомнение и дальше вместо популярности теории пошла только критика.
Нет и не надо
Приверженцы минимализма никак не ограничивают свои доходы и предпочитают активно развиваться, чтобы получить больше ресурсов в результате своей деятельности. А вот к расходам относятся с осторожностью. Зачем менять классный, годовалый автомобиль на новую модель, только из-за того, что она в новом кузове я является более современной? Свои задачи прекрасно выполняет и та, что уже есть. Переплачивать за модный изгиб фар нет никакой необходимости.
А вот энафизм несёт совсем другую идеологию. Зачем тебе вообще автомобиль, вполне достаточно общественного транспорта. Зачем есть четыре раза в день, если организму вполне хватает трех? Следовательно зачем тебе зарплата в 100 000, если для базовых потребностей достаточно прожиточного минимума в 12 000?
Проще говоря данная теория приучает людей к отсутствию возмущения и сопротивления в ситуациях, когда их чего-то лишают. Если этого больше нет, значит оно было избыточным. Богатство зло, реклама хочет вас разорить, все эти новые технологии всего лишь продукты капиталистов, они вредны и совсем не нужны «нормальному» человеку.
Энафизм постоянно используется в диктатуре и госкапитализме. Человек полностью обеспечивается государством, а результаты его трудов этому самому государству отдаются в полном объёме. Только вот обеспечение всегда на уровне минимума. Квартира бесплатная, но маленькая, неуютная, некомфортная. Медицина бесплатная, но низкокачественная, не имеющая доступ к самым современным технологиям и препаратам. В Венесуэле не платят за воду, но дают её два раза в неделю.
Таким образом философия разумного потребления стала инструментом в руках мошенников. Приучить население к минимуму, запретить им развиваться и конкурировать на мировом рынке, подчинить влиянию выдуманной морали, чтобы якобы противостоять мировому правительству и злым капиталистам. Однако экономисты делают неутешительные выводы — энафизм это не способ достижения счастья через адекватное потребление. Это привычка наслаждаться несчастьем и утешать себя мнимым противостоянием с неведомыми кукловодами..