Эксперимент с куклой Бобо: почему воспитывать детей так сложно?

Эксперимент с куклой Бобо — громкое исследование канадского психолога Альберта Бандуры, которое показало, что агрессия и жестокость у детей формируется в результате их наблюдения за поведением взрослых, а вовсе не от воспитания, «кнута и пряника». Испытуемые дети продемонстрировали, что способны воспроизводить модель поведения взрослых в будущем и вести себя агрессивно даже в ситуации отсутствия триггеров к жестокости.

Ещё в 1951 году Альберт Бандура провёл исследование, которое касалось поведения детей в присутствии взрослых. Было обнаружено, что ребенок копирует всё, что делают окружающие и незамедлительно повторяет за ними. Так поговорка «не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас, воспитывайте себя», приобрела новый смысл и была подтверждена научными данными.

Кукла Бобо

Спустя 10 лет, в 1961 году, Альберт Бандура решился на новый эксперимент. Его коллегами стали Доротея и Шейла Росс, но в центре внимания оказалась кукла Бобо. Было отобрано 72 ребёнка в возрасте от 3 до 4 лет. Ровно половина из них были девочки, вторая половина мальчики.

Стоит отметить, что проведение исследования оказалось довольно сложным, так как психологи попытались учесть абсолютно все факторы влияющие на поведение. Так детей сначала протестировали на склонность к агрессии, разделили по половому признаку,  взрослые, которые демонстрировали разные модели взаимодействия с куклой Бобо, так же были и мужчины и женщины.

Сама кукла представляла из себя огромную надувную неваляшку с изображением человека на ней. Она располагалась в дальнем углу от детей и каждый раз с ней взаимодействовал человек, который появлялся через несколько минут после ухода воспитателя.

Целью эксперимента с Бобо было доказательство или опровержение 4 гипотез. Первая — дети, которые видели агрессивное поведение в отношении куклы, также будут проявлять агрессию и этим сильно отличатся от сверстников. Вторая — дети, которые увидят доброжелательное отношение к кукле со стороны экспериментатора, в будущем покажут спокойствие и мирный настрой.

Третья — дети будут в большей степени копировать поведение взрослого того же пола, что и они. Четвертая — мальчики в любом случае будут агрессивнее девочек и демонстрация жестокости окажет на них намного более сильное влияние.

Ход эксперимента

Всех детей разделили на 9 групп. Одна контрольная, которая состояла из 24 человек, им не демонстрировали никакого поведения. А 8 групп по 6 детей в каждой помещались в экспериментальные комнаты, где им демонстрировалось разное поведение разных взрослых. Кому-то агрессивное представителем того же пола, кому то доброжелательное взрослым противоположного пола,  или агрессивное со стороны взрослого противоположного пола. И так далее.

Каждого ребёнка по одному заводили в комнату и сажали в угол, где находились интересные и разнообразные игрушки. После этого заводили взрослого и провожали в другой угол, где находилась кукла Бобо. Ребёнку говорили, что эта игрушка для дяди или тёти.

В одном случае взрослый просто играл в конструктор рядом с Бобо и не проявлял никакой агрессии. В других группах после нескольких минут человек начинал избивать куклу, пинать, прыгать на ней и ругаться. Таким образом 48 детей разделились поровну на тех кто видел издевательства и на тех, кто наблюдал спокойную игру взрослого с конструктором.

При этом часть из них смотрели как куклу избивает представитель их пола, а остальные видели агрессивное поведение взрослого другого пола. Так и сформировалось 8 групп по 6 человек с абсолютно разным опытом.

После этого каждый ребенок поочередно отправлялся в промежуточную комнату, где было очень много интересных и ярких игрушек, в том числе Бобо, однако трогать их запрещали. Цель заключалась в том, чтобы побудить ребенка к агрессии. Как только он проявлял интерес к чему-либо, брал игрушку в руки и пытался с ней поиграть, тут же заходила воспитательница и сообщала, что этого делать нельзя. Но в следующей комнате можно будет делать всё, что захочешь.

В этой промежуточной комнате под наблюдением экспериментаторов ребенок находился 20 минут. После чего воспитатель его забирал и отводил в контрольную комнату, где как и было обещано дети получили полную свободу. Каждый из 72 детей по одному оказался в главной комнате всего эксперимента.

Результаты исследования Альберта Бандуры

Дети, которые видели агрессивное поведение взрослого по отношению к Бобо проявляли значительно больше агрессивных реакций и также избивали куклу, полностью повторяя действия экспериментаторов. Те, кто наблюдал неагрессивное поведение взрослого, в третьей комнате посвятили время спокойным и тихим играм, в том числе и по отношению к Бобо.

Корреляция по половому признаку действительно оказалась впечатляющая. Девочки,которые находились в  одной комнате с женщиной, всегда повторяли её поведение в будущем. А вот когда экспериментатором был мужчина, наблюдались противоречия. Такая же ситуация с мальчиками. То есть выбирая между родителями, ребенок с большей долей вероятности будет делать так, как поступает представитель его пола.

Четвертая гипотеза также как и все предыдущие, подтвердилась. Мальчики действительно значительно чаще проявляли физическую силу при агрессивном поведении в отношении куклы Бобо. Любопытно то, что при словесной агрессии разницы по полу не наблюдалось. То есть девочки, наблюдавшие жестокость ранее, не всегда били Бобо, но также как и мальчики начинали ругаться и оскорблять куклу.

Почему воспитывать детей так сложно?

Глобально весь процесс воспитания детей можно разделить на безопасную зависимость и передачу опыта. В первом случае мы позволяем ребенку самореализовываться и быть самим собой, а также проживать эмоции и справляться с ними, обеспечивая присутствие, заботу, понимание, поддержку, внимание и отсутствие эмоционального насилия.

Это сложно, потому что взрослые сами не умеют этого делать. Издевательства над партнером в отношениях в России и большей части мира давно приняты за норму, а люди старшего поколения часто одобряют строгость и равнодушие, наивно полагая, что так ребенок вырастет самостоятельным и не станет нытиком.

Но все исследования показывают только одно — если родители не смогли дать безусловную любовь и не научились поддерживать эмоционально, то это заканчивается неврозом и ничем другим. Внешне такой человек конечно самостоятельный и приспособленный к любым суровым условия, но это внешне.

Всё его поведение деструктивно от и до. Оно выгодно и удобно тем самым взрослым, которые понятия не имеют, что такое взаимоуважение и любовь в широком смысле слова. Таких людей легко вычислить по готовности к жестоким мерам, например они одобряют насилие в колониях, поддерживают смертную казнь и военные действия.

А вот передача опыта заключается в повседневной демонстрации поведения. Ребёнок проводит много времени с родителями и постоянно анализирует их действия в той или иной ситуации. И жестокости и доброжелательности можно научить только собственным примером.

Не получится пинать жену и при этом говорить сыну, что нужно быть спокойным, адекватным и добрым. Нельзя быть невротиком и воспитать здорового человека. Бессмысленно требовать от детей уважительного отношения, если сами вы этому так и не научились.

Как-то давно мне попадалась публикация практикующего психолога, которая заявила — абсолютное большинство детей, которых родители приводят с жалобами на их поведение, изначально были здоровы. Взрослые «сломали» собственного ребенка, да так, что теперь он им самим не нравится. Но лечить нужно не мальчика или девочку, лечить нужно взрослых! Детишки схватывают на лету, они очень быстро научатся всему доброму и светлому, что умеем мы. Но мы не умеем..

Владислав Кочерыжкин - частный инвестор, финансовый консультант, психолог. Пишу для души, это хобби.