Эффект Гиффена: как резкий рост цен влияет на потребление?

Эффект гиффена это краткосрочное явление в экономике, при котором резкий рост цен на отдельные товары приводит к всплеску потребительского спроса. Проще говоря в моменте повышения стоимости продукта, при определённых условиях, покупатели начинают активно приобретать его, несмотря на удорожание. Бизнес фиксирует увеличение прибыли, но стоит снизить цену, как спрос сразу же идёт на спад.

Происхождение термина «эффект Гиффена»

Роберт Гиффен родился 22 июля 1837 года в Шотландии. В 13 летнем возрасте родители отправили мальчика учиться в адвокатуру, по окончанию которой он прошёл дополнительное обучение на журналиста и устроился на работу сначала в «Stirling Journal», а затем в «The Economist». Карьера в популярных журналах позволила Роберту заработать авторитет и уже в 1876 году он устроился на государственную службу.

В должности начальника статистического отдела департамента торговли Гиффен продолжал обучение и движение по карьерной лестнице, а на пенсию ушёл с позиции главного инспектора министерства торговли. Совершенно обычная жизнь офисного клерка, но ему всё же удалось попасть в учебники по экономике. Произошло это по причине одного любопытного наблюдения, сделанного во время работы.

В своих отчётах Роберт Гиффен описал ситуацию, связанную с периодом голода в Ирландии. Тогда стоимость картофеля резко взлетела вверх из-за возникшего дефицита, но вопреки логике бедняки не стали меньше есть. Они скупали товар по любой стоимости, предлагаемой продавцами. Тогда статист министерства торговли объяснил это тем, что картофель был излюбленной едой ирландцев и по сравнению с другими продуктами его цена всё же оставалась низкой.

Однако в 1895 году экономист Альфред Маршалл упомянул своего коллегу при написании статьи на тему резкого увеличения цен на хлеб. Как утверждал мистер Гиффен, взрывной рост цен больно бьёт по карманам граждан, значительно сокращая их финансовые ресурсы и вынуждая сокращать потребление. Но среди прочего остаются товары, которые воспринимаются как наиболее доступные, либо являются привычными. И тогда, отказываясь от мяса и более дорогой выпечки, они начинают активнее потреблять хлеб. В результате продажи сильно увеличиваются.

Любопытным это показалось потому, что выглядело нелогично. Отказ от мяса и иных дорогих продуктов, ставших буквально роскошью в период кризиса, люди почему-то наращивали покупки определенных товаров. И можно было бы подумать, что граждане лишь пытались заменить котлету хлебом, но какой в этом смысл? Зачем съедать килограмм хлеба, если за эти же деньги разумнее и эффективнее приготовить 100 грамм говядины с двумя ломтиками батона?! В результате этот парадокс назвали в честь Роберта Гиффена, а его изучением занялись экономисты со всего мира.

Товар Гиффена

Позже выяснилось, что рост потребления при росте цен не является экономическим эффектом сам по себе. Этот принцип работает только в отношении определенного товара и в каждой стране он свой. Таким образом зная продукт Гиффена вы можете предсказать на что люди будут тратить все свои деньги в случае тяжёлой экономической ситуации.

В упомянутой Ирландии этим товаром оказался картофель. Сокращая потребление по всем фронтам, люди выстраивались в очередь за картошкой и готовы были приобретать её по любым ценам. В Китае такими товарами являются рис и лапша. В США, как ни странно, бензин. Видимо дефицита всего остального там не встречали как минимум 3 последних поколения, поэтому трансгенерационная травма не сформировалась.

В России товарами Гиффена традиционно считаются сахар, чай, мука и гречневая крупа. Для примера — в 2022 году на фоне небывалых санкций против РФ, цена сахара взлетела с 60 до 90 рублей, при этом спрос со стороны покупателей увеличился в 5-8 раз в зависимости от региона.

Факторы, провоцирующие этот феномен

Эффект Гиффена проявляется в условиях надвигающегося или уже наступившего кризиса. Как правило длится недолго и характеризуется взрывным спросом. Как только люди узнают о том, что цены в магазинах взлетели на фоне нижеперечисленных событий, они тут же спешат в магазины, где покупают товары Гиффена с наибольшим усердием.

Основной причиной, провоцирующей эффект Гиффена, является инфляция. Связана она с дефицитом продукта на внутреннем рынке или с девальвацией местной валюты, неважно. Люди гарантированно сократят потребление одного и кратно увеличат покупки другого.

Второй фактор — войны и стихийные бедствия. И то и другое практически всегда приводит к нарушению торгового баланса, суетой с импортом и экспортом, поломке логистических цепочек и как следствие невозможности обеспечить население всем необходимым. Но парадокс в том, что люди не будут мониторить список товаров, которые вероятнее всего трудно будет завезти в страну, они побегут за товаром Гиффена.

Неурожай часто приводит к тому, что некоторая продукция слишком сильно дорожает. Люди могли бы без труда заменить её чем-то другим без вреда для здоровья, однако экономисты наблюдают совершенно иную модель поведения. Граждане напротив стремятся увеличивать потребление подорожавшего товара и чаще всего не на проценты, а кратно!

Вместо итога

Несмотря на то, что у теории очень много критиков и практически нет полноценных исследований, эффект Гиффена хорошо знаком любому экономисту. Поведение человека в кризисных ситуациях всегда вызывало бурный интерес, но когда оно накладывается на финансовые рынки, любопытнее становится вдвойне. Подождём,когда кто-нибудь проведёт серию масштабных экспериментов, но всё же хочется, чтобы факторы для проверки феномена никогда и нигде не происходили..