Должен ли ребёнок, в том числе взрослый,отдавать деньги родителям?

Семейный бюджет каждый формирует по своему и отношение к деньгам в разных семьях складывается на основе убеждений и опыта предыдущих поколений. Дефицит или благополучие, достаток или бедность, финансовые провалы или успех, всё это формирует взгляды, которым придерживается конкретный человек. И перекладывает своё мировоззрение на окружающих. Под «ударом» оказываются дети, которым навязываются привычки, традиции и стереотипы.

Возникает серия вопросов, которые кажутся простыми только на первый взгляд. Должен ли маленький ребёнок приносить доход? Должны ли дети до 14 лет работать и делать свой вклад в семейный бюджет? Должен ли подросток от 14 до 18 лет зарабатывать? Должен ли ребенок старше 18 лет, но продолжающий жить с родителями, отдавать им свои деньги? Какую часть зарплаты взрослый мужчина, отказавшийся съезжать от мамы обязан вкладывать в общий котёл?

Будет кому стакан принести

Устаревшая модель управления финансами возникла не на пустом месте. Наши прапрабабушки не знали что такое социальные выплаты, пенсии и гарантии государства, всё что они получали — земли. Семьи, в которых родились мальчики, могли стать зажиточными, потому что это не просто рабочая сила, но и дополнительный участок для труда. Выращивай побольше, сдавай в колхоз, пируй.

Проблема голода преследовала не одно поколение и в целом модель «вся семья работает на общий бюджет» выглядела вполне логичной. Маленькие дети помогали чем могли, взрослые полноценно пахали, копали, сажали. Когда вся финансовая система эволюционировала, чему мы несказанно рады, произошли структурные изменения в формировании бюджета. Но для многих это не стало поводом отказываться от старых привычек.

Опросы показывают, что люди низкого достатка убеждены в обязанности детей принимать активное участие в формировании бюджета. Более того они являются сторонником социальных выплат, которые позволили бы «поднимать» ребёнка, оплачивать питание, кружки и секции, детский сад,школу и университет.

В последующем им следовало бы начать зарабатывать. В подростковом возрасте деньги необходимо отдавать родителям, потому что они на них покупают продукты, одежду и в целом обустраивают дом, оплачивают коммунальные и прочие платежи. Пока учится конечно его вклад значительно меньше, чем в ответ дают взрослые, но в последующем он устроится на работу и будет приносить гораздо больше.

Зачастую этот приём используют нарциссические матери, чтобы внушить ребёнку его беспомощность и убедить в том, что с мамой жить гораздо комфортнее. Она и накормит и напоит и приберётся. Не надо никуда уходить, «девки»нынче корыстные, а мужикам только одного и надо, никто не будет тебя любить так как я. Таким образом дети становятся инструментом, за счёт них родители поднимают свою низкую самооценку, получают чувство собственной важности и закрывают иные потребности, которые не смогли закрыть самостоятельно.

В результате развивают в собственном ребенке инфантилизм, безответственность, неспособность отыскать и реализовать свои таланты. А самое главное — финансовая грамотность остаётся на нуле, детско-родительские отношения становятся созависимыми, бедность передаётся из поколения в поколение..

Ребенок несамостоятельная фигура, даже если ему давно за 40. Родители использовали его сначала для того, чтоб быть как все (если детей нет, ты же ненормальный!), потом для потехи (маленькие дети это всегда весело), затем для компенсации своих комплексов и поднятия ЧСВ за счёт власти над беспомощным (наслаждаясь тем, что кто-то без тебя не выживет и остро нуждается в постоянной помощи), а потом на него навешивают обязательства, груз ответственности и чувство вины.

Я из-за тебя ночи не спала, я тебе всё отдала, всю жизнь посвятила тебе. Намекая на то, что ребенок по гроб жизни обязан и фраза «в старости стакан принесёт» приобретает иной смысл. Это не логичный результат детско-родительских отношений, а навязанная работа. Я тебя содержала столько лет, ты должен быть мне благодарным. В том числе финансово.

Накорми, научи, отпусти

Современная модель финансового воспитания детей была изобретена ещё во времена первоначального капитализма. Того самого, жестокого и беспощадного, который основывался на использовании человеческого труда для наращивания личных активов. Образованные люди уже тогда поняли, что деньги в руках неграмотного человека всё равно что граната в руках обезьяны.

Спустя десятилетия капитализм принял иную форму. Развитие демократии, как самой успешной политической системы, внесло свои коррективы, но фундаментом финансовой грамотности осталось правило «активов больше чем пассивов, дивиденды лучше зарплаты».

Парадоксальным образом дети в таких семьях перестали быть инструментом. Капиталисты быстро смекнули, что подчинённый ребенок, удовлетворяющий эгоистичные потребности своих родителей не только неспособен принести тот самый пресловутый стакан воды в старости, он сам для себя его найти не может.  И люди, которые за копейки трудятся на своих хозяев, стали хорошим примером.

Чтобы получать хорошие дивиденды, необходимо создать хороший актив. Эта основа финансовой грамотности быстро перешла в процесс воспитания детей. Ребёнок в доме гость — накорми, научи,отпусти. Старая еврейская мудрость, благодаря которой устаревшая модель с эксплуатацией собственных детей ушла в прошлое. Хотя, как мы выяснили, для большинства всё осталось по-прежнему.

Согласно новой модели родители должны пройти 4 этапа жизни с ребенком. Первый — этап формирования. У вас должны быть деньги на то, чтобы содержать своё чадо. Кормить, обувать, одевать, оплачивать секции и кружки, обеспечить доступ к образованию, карманные расходы. Не государство в лице налогоплательщиков, не дедушки и бабушки, не другие люди. Вы сами. И к этому следует подготовиться.

Второй — навыки. Задача родителя не просто накормить, обуть в башмаки и отвести в сад. Детям необходимо передать свой опыт и знания. В раннем детстве мы учим их ходить и говорить, чуть позже читать и писать. Обучаем тому, что умеем сами. Пытаемся отыскать и помочь реализовать таланты. Наблюдаем за тем, что ему интересно, к чему есть влечение.

Пробуем разные секции и кружки. Это называется самоактуализация, когда маленький человечек учится находить своё дело и справляться с поставленными задачами используя  знания и навыки. Об этом писали многие детские психологи, некоторые выводы Льва Выготского я собрал в своей публикации про зону комфорта.

Третий — формирование капитала. Довольно неразумно ждать, что в 18 лет ребенок, до сей поры плотно сидевший на шее и не нашедший себя в этой жизни, вдруг ни с того ни с сего начнёт ворочать миллионами. Советское мышление всё ещё убеждает нас в том, что для успеха нужно быть послушным, хорошо учиться в школе, закончить престижный университет и тогда богатство свалится на голову. И где сейчас львиная доля выпускников МГУ?

Кроме навыков человеку необходим стартовый капитал, а ещё лучше пассивный доход. Чтобы заниматься тем, что тебе нравится и развиваться в этом направлении, необходимо иметь финансовую подушку. Продолжая терпеть гнусного начальника просто потому что другой работы не найти, а у тебя кредит на зимние сапоги, вы навсегда остаётесь в болоте, которое затягивает.

В книге «Богатый папа,бедный папа» Роберт Кийосаки на пальцах разобрал эту проблему. Пока один увеличивал жилплощадь после каждого увеличения заработной платы, второй создавать активы и наслаждался жизнью на дивиденды. Нетрудно догадаться чьё мышление привело к успеху.

Социальные выплаты нужны бедным, чтобы выжить. Богатые в них не нуждаются, а если получают, то вкладывают в будущее своего ребенка. На протяжении жизни продолжают формировать его капитал, чтобы однажды передать его человеку, который вырос и обладает необходимыми навыками. Теперь у него есть и финансы для старта во взрослой жизни.

Четвертый — расставание. Безусловно не стоит прощаться с ребенком, но этап сепарации просто необходим. Чтобы девушка не искала в мужчинах папу, а мужчина маму. Чтобы искоренить инфантилизм и безответственность. Избавиться от внешнего локуса контроля. Самостоятельный человек тот, кто с детства знает, что мама и папа незаменимы, но им отведен определенный срок. Однажды придётся покинуть родной дом и отправиться в свободное плавание.

Они накормили, всему научили, дали знания, навыки и капитал. Дальше сам. Ты им ничего не должен ничем не обязан. Они тебе больше ничего не должны. Вы близкие люди, просто потому что родственники и так много лет провели бок о бок. Но никто не заставлял их брать на себя такую ответственность. И на тебя её перебрасывать они не имеют права.

Отношения не будут прежними. В таких семьях дети заботятся о родителях, а родители продолжают помогать по мере возможности, не потому что кто-то кому-то что-то должен. А потому что взрослые искренне хотели детей и счастливы, что они у них есть. Не за материнский капитал рожали и не потому что пытались удержать мужика. А потому что желали сами и понимали, что могут себе это позволить.

Дети благодарны родителям за их заботу, внимание и поддержку, за опыт, знания и навыки. Детско-родительские отношения тоже должны быть здоровыми. На созависимых можно доехать только до ближайшего кювета.

Вместо итога

Сторонники устаревшей модели не любят детей. Они вкладываются, чтобы заслужить одобрение, похвалу и благодарность. Становятся спасателями, которые помогают из корыстных побуждений. Чтобы быть как все, чтобы стакан воды приносил.. И ломают психику ребёнку навешивая на него обязательства.

Метод «накорми, научи, отпусти» направлен на формирование самодостаточной личности. Создание зоны комфорта и безусловная поддержка с элементами наставничества была описана Львом Выготским, выдающимся советским психологом.

А приучать ребенка к суровой реальности рекомендовал Бенджамин Спок, нравоучения которого к сожалению скопировали многие советские педиатры. Совет не подходить к детям, если они плачут, мол, покричат и успокоятся, нечего баловать, обернулся тяжелейшими психо-эмоциональными травмами.

Почему мы продолжаем брать из советского прошлого самые отвратительные привычки и упорно игнорируем то светлое и доброе, что несмотря на все оговорки, всё же было. Почему мы по-прежнему считаем, что дети нам что-то должны и мы имеем право делать их беспомощными, чтобы держать у своей юбки до самой смерти? Чем вам не угодил современный,эффективный и ведущий к благополучию капитализм? Почему вам так не нравится подход Льва Выготского?