В сутках 24 часа, часть из которых мы просто обязаны провести во сне. Деловые люди, которые создают добавочную стоимость и производят активы, хоть раз в жизни задумывались над тем, как увеличить свою производительность. В этот момент им и приходится узнать что значит делегировать полномочия.
Делегирование полномочий — это процесс передачи обязанностей и задач специалистам в конкретной области с целью высвобождения личного времени, повышения качества итогового продукта и сокращения сроков его получения.
Проще говоря прибегать к такой опции можно и нужно в нескольких случаях. Об этом и поговорим подробнее, чтобы выяснить вашу потребность в подобной функции.
Что значит делегировать полномочия для повышения качества продукта?
Представьте, что у вас есть квартира в которой очень кривой пол. Вот прям волнами. С этим нужно что-то делать и вы хороший специалист, но вот незадача — вы доктор, а пол с медициной никак не связан. Если вы думаете, что талантливый человек талантлив во всё, то скорее всего вы яркий пример эффекта Даннинга-Крюгера.
В противном случае самым адекватным решением будет нанять профессиональных строителей, которые специалисты именно по полам. Они имеют опыт, знания, ресурсы, навыки. Всё то,что нужно для выполнения поставленной задачи быстро и качественно. Это и есть делегирование полномочий с целью получения продукта более высокого качества. Можно и самому, но получится плохо или не получится вовсе.
Что значит делегировать полномочия с целью высвобождения времени?
Теперь представьте, что вы руководитель крупной компании. У вас запланированы встречи, мероприятия, задачи, дела, непредвиденные обстоятельства. Да, последние тоже планируют и стараются всегда иметь возможность быстро реагировать на изменения обстановки. Это важно для руководителя.
Так вот большая часть задач отнимает много времени и в итоге вы никуда не успеете. Здесь и приходит на помощь делегирование полномочий, когда за рулём автомобиля сидит водитель, обрабатывает корреспонденцию и печатает необходимые документы секретарь, ещё один ведёт график и вносит изменения по вашему требованию.
Поддерживает порядок в офисе уборщица, за имуществом следит охрана, контроль качества проводят сотрудники соответствующего отдела, на вопросы журналистов отвечает пресс-секретарь, обзвоном потенциальных клиентов занимается менеджер по продажам, ведением сайта программисты и копирайтеры. И так далее и тому подобное.
К сожалению на своём личном опыте могу сказать, что при делегировании полномочий очень часто падает кпд. Когда в компании появляются деньги, эти самые полномочия распределяются неравномерно, возникают возможности спихнуть обязанности на другого, появляются дармоеды. Я такое видел почти во всех компаниях, где работал.
До определенного момента всё хорошо, потом рост бизнеса приводит к росту числа сотрудников и начинается мракобесие. Делегировать полномочия нужно только в том случае, когда у вас скопилось столько малозначительных задач, что они мешают выполнению важных.
Также имеет серьёзное значение постановка границ делегируемых полномочий. Сотрудник должен давать конкретный результат. В противном случае всё сводится к тому, что задача не выполнена, а с сотрудника взять нечего, потому что он по факту что-то делал. Границы ответственности не должны быть размытыми.
Главная проблема делегирования
На мой субъективный взгляд у передачи полномочий есть одна большая проблема. Если это делается с целью повышения качества, то всё в порядке, а вот когда руководитель пытается освободить время, случается казус.
Он сбрасывает самую неинтересную, скучную, нудную, тяжелую и грязную работу. Себе оставляет самое простое, приятное и важное. При этом доходы распределяются в прямо противоположном направлении. Таким образом возникает ощущение несправедливости.
В военных структурах придумали звания, которые визуально компенсируют несправедливость. Молодой, здоровый, активный выполняет всё самое сложное за маленькую зарплату в надежде на то, что дослужится до генерала. И когда он уже будет стар и слаб, ему не придётся ничего делать, получая высокую зарплату.
В бизнес структурах такое практически никогда не работает. Карьерный рост может остановиться в любой момент по желанию руководителя. И произойдёт это как только человек начнёт возмущаться. Выполняя большой объём работы за мизерную зарплату, он видит, как руководитель совершает очень мало действенных усилий, при этом получая заоблачное вознаграждение.
Отсюда вывод — делегирование полномочий с целью высвобождения времени это скрытый элемент рабства. Нельзя работать за деньги, вот суть финансовой грамотности. Работайте над созданием своего актива, развивайте и преумножайте его. Используйте для этого специалистов, которым будете делегировать полномочия с целью повышения качества.
Таким сотрудникам нужно хорошо платить, но они делают за вас часть работы, которая идет на создание личного товара или услуги. Здесь всё справедливо и честно. Не так как было во времена трудового рабства в СССР, где людей использовали как рабочую силу, а конечным продуктом распоряжалось начальство.