Что такое психология цвета?

Особое влияние тех или иных оттенков на человека было замечено еще очень давно, активно эту концепцию используют в своей работе стилисты и дизайнеры. Однако сегодня популярность набирает особое направление психотерапии – лечение цветом.

Несмотря на различную трактовку методик, на расхождение в восприятии различных тонов в культурах, все же эффективность такого подхода уже доказана. Само понятие психологии цвета интересно будет тем, кто хочет использовать базовые принципы в повседневной жизни.

Что это такое

Психология цвета – это методика терапии, которая направлена на воздействие не только на психику, но и на физическое состояние исключительно за счет окружения пациента определёнными тонами. Направление еще относительно молодое, но множество исследований уже проведено. Понять суть психологии цвета не сложно.

Каждый замечал, что некоторые комнаты неприятны, из некоторых помещений хочется выйти как можно скорее, в то время как определённые интерьеры, даже природные уголки кажутся максимально уютными и безопасными, даже если это не соответствует действительности.

Суть терапии данного рода та же – воздействовать на подсознание, корректировать настроение и эмоции, влиять на некоторые физиологические показатели, чтобы добиться общего улучшения состояния.

При этом психология цвета опирается не только на эмоции, но и на физиологию. Замечено, что холодный спектр цвета проще воспринимается глазом, требуется меньше усилий со стороны нервной системы, чтобы передать сигналы от таких впечатлений. В результате человек успокаивается, начинает отдыхать в окружении таких тонов, чувствует себя более спокойным и менее утомленным.

Опыты показали, что созерцание синего цвета в течение длительного времени замедляет темпы дыхания, уменьшает ритм сердцебиения, нормализует давление. С красными оттенками все наоборот: давление растёт, пульс тоже, зрачки расширяются, дыхание учащается, человек переходит в состояние «боевой готовности», активизируется.

При этом восприятие зависит не только от конкретного цвета, но и от сочетаний, даже от окружающей обстановки и контекста восприятия. Эффективность воздействия можно ощутить не только на специальных сеансах у специалиста, но и в обычной жизни, поскольку психология цвета – вполне прикладное знание.

Практическая сторона

Активным воздействием различных тонов на психологию человека пользуются не только дизайнеры интерьеров, но и маркетологи. К примеру, теплые оттенки, натуральные цвета моментально пробуждают аппетит, в то время как холодные, синеватые и слишком темные способны любую картинку с едой или блюдами сделать непривлекательной.

Зеленый и синий цвета чаще всего ассоциируются с натуральными фермерскими продуктами, с полезной и свежей едой. Примеры такого визуального влияния можно в огромном количестве увидеть в любом супермаркете. Даже вывеска ближайшего магазина может быть отличным примером применения психологии цвета.

В оформлении интерьеров воздействие оттенков на человека можно использовать совершенно по-разному. Например, совершенно не обязательно полностью менять обстановку, чтобы изменить эмоциональный настрой сотрудников офиса или жильцов квартиры. Можно разместить визуальные и цветовые акценты.

Например, ярко-желтые элементы способны поднять настроение, синие, наоборот, избавить от стрессов. Красные и кирпичные оттенки способны внести разнообразие в скучную жизнь, добавить страсти, причем не только в личной жизни, но и в работе. Психологию цвета стилисты предлагают использовать и при составлении гардероба, особенно если есть необходимость избавиться от депрессивного состояния, постоянной усталости.