Черная пятница: история появления

Черная пятница — это пятница, в которую традиционно многие магазины делают большие скидки на товары. Эта традиция пришла к нам из США, где такое событие случается раз в году, в ноябре.

Почему именно пятница

Самый важный праздник для США — это День благодарения. Он даже важнее, чем Новый год или Рождество. Его принято проводить в компании семьи, близких друзей. Отмечают его раз в году, в четвертый четверг ноября.

И с давних пор на следующий день магазины предлагают американцам крупные скидки — то есть это огромная пятничная распродажа, которая может охватывать и субботу, воскресенье. Если взять американские газеты, которые выпускались в конце девятнадцатого века, то уже там найдутся объявления о тотальных распродажах сразу после Дня благодарения.

Очень долгое время эта традиция вообще не имела какого-то конкретного названия. Но со временем ее стали называть черной пятницей — интересно то, что это словосочетание сначала использовалось для совершенно других явлений.

Что называли черной пятницей с самого начала

Это словосочетание использовалось для двух явлений:

  1. Биржевые кризисы и обвалы. Впервые термин «Черная пятница» применили к обвалу рынка золота, который случился 24 сентября в 1869 году. Это была пятница, а прилагательное «черный» подчеркивало всю критичность ситуации. Затем этот же термин стали использовать для других крупных кризисов, которые случались на Уолл-стрит. Никаких хороших ассоциаций с этим словосочетанием не было и быть не могло.
  2. Пятница, выпадающая на 13-е число. У многих народов пятница 13-е — это мистический и сложный день. Считается, что это время разгула нечистой силы, а потому нужно быть максимально осторожным. Слово «черная» здесь также использовалось для усиления этого значения — чтобы подчеркнуть вероятную опасность.

Как черная пятница относится к Пенсильвании

Впервые распродажа, связанная с этим числом, была проведена в одном из магазинов Пенсильвании. Случилось это в 1970 году. Пренебрегая общей традицией устраивать масштабные распродажи в ноябре, работники магазина анонсировали такое же крупное событие, но в марте.

Причем время больших скидок выпало на тринадцатое марта — а это как раз была пятница. Слоган объявления, на котором красовался черный кот, гласил: «Черная пятница может быть твоим счастливым днем!».

Исследователи предполагают, что это событие сильно повлияло на то, что черная пятница потом стала применяться для названия крупной распродажи после Дня благодарения. Несмотря на то что даты отличались, сама идея была воспринята с интересом.

Почему это название актуально для крупной распродажи?

Еще одна интересная закономерность прослеживается в том, как многие люди воспринимали распродажу после Дня благодарения. Если для покупателей этот день был возможностью хорошо сэкономить, то для работников, а также водителей общественного транспорта и таксистов этот день становился настоящим адом.

Огромные толпы людей в магазинах и на улицах буквально парализовали движение, создавали множество проблем. В результате термин «черная пятница» стал применяться и для того, чтобы подчеркнуть сумасшествие этого дня.

Трансформация смысла

Со временем торговые центры стали значительно крупнее, а магазинов стало столько, что проблема с толпой перестала быть актуальной. У водителей тоже стало меньше проблем, потому что количество транспорта и хороших дорог увеличилось.

От проблем черной пятницы не осталось ничего, зато все ее плюсы для покупателей сохранились. Благодаря этому негативный смысл выражения приобрел положительный оттенок. Жители США очень полюбили черную пятницу, а затем и другие страны переняли эту отличную традицию. Сегодня ей следуют не только обычные магазины и торговые центры, но и интернет-площадки.

Как поблагодарить автора за публикацию? Сделайте репост в соцсети. Спасибо 😉